Мама

Пятница, 26.04.2024, 02:47

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Блог | Регистрация | Вход

Главная » 2010 » Декабрь » 2 » история Шегарского района
00:05
история Шегарского района
Первые следы пребывания человека на территории Шегарского района относятся к эпохе неолита - нового каменного века (3-6 тыс. до н.э.), а во II тыс. до н. э. здесь появляются литейщики бронзы.
В 7-м веке до н.э. местное население попадает под влияние южных соседей - сибирских скифов. Благодаря им появилась новая отрасль хозяйствования - скотоводство.
С 3-го века до н.э. в Шегарское Приобье начинается приток таежных охотников с севера - кулайцев. В ходе их расселения (а дошли они до Алтая) Шегарский район оказался, буквально, в центре кулайских территорий. В середине 1 тыс. н.э. из среды кулайцев выделилось несколько общностей. Одна из них - релкинская - находилась в Среднем Приобье, охватив и территорию нашего района.
В 9 веке в Шегарском Приобье поселяются пришельцы из степного Прииртышья - тюрки. В 16 веке на юге Шегарского района появилось новое население, селькупы, потомки кулайцев и релкинцев. Вскоре они, заселив долины рек и озер, двинулись дальше, на север. В начале 17 века в борьбу за Приобские луга вступили потомки тюрков - татары. Селькупы частью были вытеснены на север, частью стали данниками пришельцев. 
Во 2-й половине 17 века появляются первые русские поселения в междуречье Оби и Шегарки. Их основателями были казаки Томского гарнизона. С 18 века население прирастало во многом за счет переселения сюда крестьян из Европейской России и подселения каторжан. Самым крупным и красивым населенным пунктом было село Богородское, ставшее более чем на 300 лет центром Богородской волости. В течение этого времени границы волости неоднократно менялись, в ее состав, то включались, то выделялись земли современных Кожевниковского и Кривошеинского районов. На рубеже 20 века территория Богородской волости сильно сократилась, кроме нее в Шегарском Приобье были учреждены Бабарыкинская и Монастырская волости.
В конце 1924 года Богородская и Бабарыкинская волости объединились в Богородский район, а в 1930 образовавшийся район был присоединен к Кожевниковскому. 20 января 1936 г учреждается Шегарский район с центром в с. Богородском, вскоре переименованном в Шегарское. Через 2 года, в связи с постоянными весенними разливами р. Оби, райцентр был перенесен в с. Мельниково, каковым оно и является до сих пор. С 1962 по 1965 гг. в состав Шегарских территорий входил Кожевниковский район.
С января 1936 года Шегарский район до сентября 1937 года находился в составе Западно–Сибирского края, а по август 1944 года входил в Новосибирскую область.
13 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР была образована Томская область, в состав которой вошёл выделенный из Новосибирской области Шегарский район. 
Территория Шегарского района с момента его образования была разделена между девятнадцатью сельскими Советами, в которые входило свыше 70-ти населённых пунктов. В каждом населённом пункте действовал колхоз, а в таких сёлах как: Баткат, Гынгазово, Монастырка, Каргала, Ново-Николаевка существовало по два колхоза.Такое административно-хозяйственное деление сохранялось до начала 50-х годов.
В начале 50-х годов происходит укрупнение мелких колхозов, вызвавшее изменение границ сельских Советов, передачу населённых пунктов из одного Сельсовета в другой. К середине 50-х годов в районе 16 сельских Советов, а территории которых располагалось 18 укрупнённых колхозов, 3 машинно-тракторные станции, 2 промартели, 1 рыбоартель. В ходе укрупнения колхозов появляются так называемые "неперспективные деревни", население которых постепенно разъезжается, и они прекращают своё существование. 
С 1978 года с карты района исчезло 40 населённых пунктов. Население района в основном мигрировало из сёл в райцентр с. Мельниково и в г. Томск. В 60-80 годы в Шегарском районе получили развитие отрасли: животноводство, растениеводство, промышленность стройматериалов, пищевая промышленность, деревообрабатывающая промышленность, стройиндустрия и транспорт.
http://www.sheg.tomskinvest.ru/history.html
Категория: Родной край | Просмотров: 7698 | Добавил: Зоська | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 291 2 3 »
29 Зоська  
0

28 Зоська  
0
Берёзовка
Это была небольшая деревушка, в которой на­считывалось около двад­цати дворов. Первые поселенцы Гавриил Аза­ренко, Дмитрий Бычин, Пётр Шафран, Анкудинов (имени не сохранилось} во времена Столыпин­ских реформ поселились здесь незадолго до Ок­тябрьской революции.
В губернском городеТомске переселенцам было указано место на карте, которое находи­лось в Крйвошеинскомрайоне, в шести километ­рах от Вознесенки, на бе­регу таёжной речки Юкоры. Водным путём по ре­кам Томи и Оби они доб­рались до с. Кривошеино, отсюда на подводах, взятых в аренду у мест­ных жителей, путники до­ехали до места, обозна­ченного на карте. Место им понравилось. На не­большой поляне, которуюподковой огибала река, мужчины разбили лагерь.

Рядом росли берёзы, чуть подальше - хвойный лес. Строительный мате­риал, что называется, под боком. Строй - не ленись.
Ребята, прибывшие на новое местожительство, были все молодые, мас­теровые и трудностей не испугались. Не за тем приехали они е Сибирь, чтобы спасовать перед ними. Быстро построили дома, перевезли семьи, справили новоселье, и потекла жизнь на новом месте своим чередом. Для того чтобы прокор­мить семьи, занимались охотой, рыбалкой, соби­рали ягоды, заготавлива­ли кедровые орехи. Всё это продавали на рынке и покупали необходимое. Постепенно стали приоб­ретать лошадей, коров, другую живность, начали раскорчёвывать деревья, кустарники. На новых землях сеяли зерновые, сажали картофель.

Коллективизация, кото­рая началась в начале 30-х годов, из-за отда­лённости жителей Берё­зовки коснулась не сразу. И только перед самой войной в деревне созда­ли колхоз. Его первым председателем стал пер­вый переселенец Гаври­ил Азаренко. 8 довоенном колхозе имелось 200 гек­таров пахотных земель, 12 запряжных лошадей, 10 коров, 15 голов мо­лодняка, 30 свиней и 40 овец. В 15 дворах прожи­вали 30 колхозников и 45 детей.
В 1941 году, когда на­чалась Великая Оте­чественная война, почти всех мужчин призвали на фронт. С работами на полях и фермах управля­лись женщины да дети. И только после Победы жизнь в деревне стала чуточку легче - начали возвращаться фронтови­ки, стали приезжать но­вые поселенцы, в Берё­зовке появились новые дома. К пятидесятым го­дам в деревне насчиты­валось до 25 дворов.

А в середине 50-х про­изошло объединение ма­лых колхозов. Берёзовка вошла в состав колхоза «Прогресс» с центром в селе Монастырка. В Бе­рёзовке осталась брига­да, которая в основном занималась выращивани­ем льна для Монастыр­ского льнозавода. А зи­мой колхозники заготав­ливали лес для хозяй­ственных нужд.
В 1961 году все дерев­ни от Батурино нашего района до Берёзовки, ко­торая находилась на се­вере, вошли в один круп­ный совхоз «Россия» с центральной усадьбой в селе Маркелово. А Берёзовка отошла к Михайлов­ской ферме. Расстояние между этими деревнями - 13 километров,но пре­одолеть их стоило боль­шого труда. Дорога, кото­рая проходила по тайге, находилась в таком состоянии, что проехать по ней можно было только на лошади. Поэтому пер­спектив развития у Берёзовки не было.

В 1962 году в деревне проживало 27 семей. Я хорошо помню Петра Носко8а, Алексея Анкудинова, Сергея Верашкина, Николая Азаренко (внук первого председателя колхоза), Сергея Золина, Марию и Любовь Кузляевых, участника войны, ко­нюха бригады Павла Дмитриевича Бычина, Николая Милехина, Тама­ру Рымша, с которыми я вместе работал.
Михайловскую ферму объединили с Монастыр­ской. В районе, в том числе и в Берёзовке, прекратили сеять лён. Люди, оставшись без ра­боты, стали разъезжать­ся. Многие перевезли свои дома е Монастырку, молодёжь потянулась в Томск.
Последними покидали Берёзовку Пётр Ефимо­вич Шафран - в 1976 году переехал в Монастырку, двумя годами позже сюда же перевёз свой дом Па­вел Дмитриевич Бычин. Домик и сейчас служит внукам как дача.
Последний дом в Берё­зовке сгорел в 1979 году. Исчезли все признаки, что здесь когда-то стояла деревня. Но память о ней хранят таёжная речка Юкора да берёзовая роща, в честь которой она получила своё назва­ние.
И. СУТУЛОВ,
с. Мельниково.

27 Зоська  
0
Кто дал название реке Шегарка? Что оно означает? Откуда взялось слово «Кайтес»?

Поди докопайся.
Докапывается до этого увлекательная наука – топонимика, содружество трех наук: языкознания, истории, географии. Слово «топоним» - греческого происхождения, сложное, состоит из двух частей: «топос» - место и «онима» - имя. Следовательно, топонимы – это собственные имена рек, озер, болот, населенных пунктов, улиц, отдельных частей рельефа, или иначе – географические названия. В жизни человека топонимы играют исключительно важную роль. Вообразим на мгновение, что с нашей планеты исчезли все географические названия – городов, сел, рек, морей, гор, стран, улиц. Тотчас остановилась работа почты. В напрасных поисках мечутся пожарные машины и скорая помощь – никаких адресов нет. Парализован транспорт: никто не знает, куда едет, где пересесть, а где сойти; грузы вместо Франции едут в Португалию. Мировое хозяйство распалось, человечество отброшено к первоначальному состоянию. И все из – за такой мелочи, как названия.

Действительно, никто из нас не может обойтись без географических названий. Даже те из них, которые известны лишь жителям одного селения, незаменимы в речи: с их помощью указываются место работы, место охоты и рыбной ловли, место отдыха; они служат ориентиром в пути.

Рассмотрим географические названия на карте Шегарского района.

Наши предки, как правило, сами давали названия своим деревням и селам, и чаще всего по своему имени или фамилии: братья Михаил и Иван Жарковы основали деревню Жарковку, Игнат Тызырачев – село Тызырачево, Калистрат Гусев – село Гусево, или по имени своей жены Татьяны – Татьяновка. Село Анастасьевка была названа в честь дочери царя Николая II – Анастасии. Интересно происхождение села Федораевки. Павел Федорович Жарков, сам родом из Жарковки, держал здесь пасеку. От его отчества и произошло название села.

В географических названиях бесспорно отражается идеология людей, их мировоззрение. Старые, сохранившиеся от прошлого, названия населенных пунктов нередко связаны с религиозными праздниками. На территории нашего района существуют села, названных в честь религиозных праздников: Вознесенка Господня, деревня Ново – Троицк – в честь Троицы.

После Великой отечественной войны, в 1946 году, поселок Кордон по желанию жителей был переименован в поселок Победа. Любопытна история названия деревни Нащеково. По словам одного из сторожилов этой деревни, жил в свое время человек по фамилии Сваровский. В тайге здорово поломал его медведь: лапой ударил по лицу, «распустил щеку». Рана, конечно, зажила, а кличка « присохла», «однощекий, да однощекий». Отсюда и название деревни дали. Не менее интересна история названия села Богородского ( теперь это деревня Старая Шегарка) В 1702 году первопоселенцы левобережья Оби снарядили ладью с доверенными и отправили ее в Тобольск к иконописцу – священнику Василию с просьбой написать икону Пресвятой Богородицы Одигитрии – Путеводительницы. На обратном пути она была благополучно доставлена сначала в Томск, а затем в местечко на левом берегу Оби, получившее с тех пор название Боргородское. В 1936 году оно было переименовано в село Шегарское и стало административным центром района. Однако спустя два года после образования района встал вопрос о переносе районного центра в новое место в связи с ежегодным затоплением весенними паводками реки Оби. Решено было перенести райцентр в поселок Мельниково. А вы знаете, откуда название « Мельниково» произошло? Это сейчас река Мундрова обмелела, а раньше не такой была. Четыре мельницы на ней стояло. Из окрестных сел везли сюда зерно – из Трубачева, Малобрагина, Николаевки.

Возникнув, топоним может надолго закрепиться в человеческой памяти и переходить из поколения к поколению, от народа к народу. Многие топонимы существуют так долго, что на тысячелетия переживают своих создателей. Вот наглядное тому подтверждение: на территории Западной Сибири уже давно нет кетского народа, вернее народов, но среди топонимов здесь до сих пор встречается большое число кетских названий.

Например, название реки «Кайтес», где находится одноименная деревня, переводится с кетского языка как «крутобережная река». Предполагается, что название села Баткат произошло от тюркского «Баткак» - «вязкий, топкий, болото». Конечное «к» заменилось на «т» по фонетическим причинам – произошло расподобление одинаковых согласных. Село Каргала тоже названо по одноименной реке, что в переводе с тюркского «каргалы» - «воронья». Видимо, коренные жители наблюдали на этой реке много ворон. Деревня Подоба тоже названа по одноименной реке. Из южно – самодийского «подо» - «прямой» и «ба» - река.

26 Зоська  
0
Кто дал название реке Шегарка? Что оно означает? Откуда взялось слово «Кайтес»?
Откуда взялось название реки Шегарка?

На некоторых картах XVIII века реку Шегарку называют « Шегань», некоторые называют «Шагарой». Существует объяснение этого названия из селькупского «шега» - черный. Так что точного определения этому названию не существует. Много гипотез существует о происхождении названия реки Оби: от русского слова «аб, об» - вода, от коми – зырянских слов: «обва» - «тетка, бабушка» и «обва» - «снежная вода». До сих пор происхождение названия вызывает большие споры.

Неподалеку от села Гусева находится Монастырка. Образовалось оно как село Монастырское, принадлежало Томскому Алексеевскому мужскому монастырю.

Нам могут встретиться десятки названий, которые окажутся непонятными лишь потому, что мы незнакомы с местными речевыми особенностями. Собственные географические названия дают местные жители, используя при этом не только общенародные слова, но и слова, которые бытуют в той или иной местности. Таким образом, в Западной Сибири , например, небольшие речки – притоки или ответвления обозначают словами: притек, отнога, отпада, падун. Падун же – это часто и «овраг, по дну которого течет вода», «болота». Недалеко от нашего села есть небольшое озеро, которое местные жители называют Падуном.

Есть недалеко от нашего села полевая дорога, которую местные жители называют Драбадановой, Драбадановка. По воспоминаниям сторожилов, жил в селе крестьянин по фамилии Дьячков и имел прозвище Драбадан, потому что часто употреблял слово «драбан». Он имел единоличные поля вдоль этой полевой дороги.

Давайте обратимся к названиям улиц нашего села. Одна из центральных улиц – имени Гагарина, раньше называлась Барановка. Новое название она получила в честь первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Важной приметой времени являются и названия, в которых отражен период социолизма – улицы Советская, Коммунистическая. Улица Юбилейная была построена в 1972 году к 50- летию образования Союза Советских социалистических республик.

В 70 – х годах была в нашем селе мелиоративная организация ПМК – 5, которая занималась осушение болот.

В то время мелиорация была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Со всех концов страны ехали сюда молодые рабочие. Так была образована улица Рабочая. А вот улица Чебоксарская названа так потому, что поселялись там в основном животноводы – переселенцы из Чувашской автономной республики, столицей которой является город Чебоксары. Улица Агрогородок была построена для животноводов и механизаторов, то есть для тех, кто занимается сельским хозяйством, живет и работает на земле «Агрос» - в переводе с греческого означает «поле» Таким образом название «Агрогородок» подразумевает понятие «населенный пункт для полеводов». Названия улиц Заозерная, Набережная говорят сами за себя: они находятся вблизи, на берегу водоема, озера.

Я рассказала о современных улицах нашего села. Нам известно, что в начале XX века в Гусево было всего три улицы – Бочановка (нынешняя улица Советская), Барановка (улица Гагарина) и Заречка (улица Заозерная). К сожалению, мы не располагаем данными, почему они так названы.

Нужно повышать культуру жителей села, пробуждать интерес к его прошлому, любовное и бережное отношение к его настоящему. И пусть у вас не сложится впечатление, что нужно собирать и записывать только старые топонимы, уже почти забытые. Конечно, их надо записывать в первую очередь, пока они не исчезли совсем, это также важно, как хранить памятники архитектуры. Но не меньше внимания надо уделять и новым названиям, записывать их, объяснять, чтобы люди не забыли, что они значат и почему ими названы те или иные объекты.

Большинство местных географических названий своеобразны и неповторимы. Узнать и понять их – значит узнать историю края, проникнуть в глубину народного языка.

Список литературы

1. Воробьева И. Язык земли. – Новосибирск: Зап.- Сиб. Кн. Изд, 1973

2. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. – М.: Просвещение,1990

3. Успенский Л. Имя дома твоего – Ленинград: Дет. Лит.,1967

4. Сергеев М. Чудеса пропавших икон//Томские новости – 2003- 27 февраля- с.24

5. Спирин Н. Из далекого прошлого//Путь к коммунизму. – 1985 – 17 января с.ч. Край родной: к 50 – летию образования Шегарского района.

6. Спирин Н. Мельниково:1936//Шегарский вестник – 1996 – 16 января с.2

7. Спирин Н. Нащеково//Шегарский внстник.-1996.- 19 марта с.3

8. Спирин М. Федораевка//Шегарский вестник . -1999-9 апреля с.2

25 Зоська  
0
Федораевка
Наши предки, как правило, сами давали названия своим деревням и селам, и чаще всего по своему имени или фамилии: братья Михаил и Иван Жарковы основали деревню Жарковку, Игнат Тызырачев – село Тызырачево, Калистрат Гусев – село Гусево, или по имени своей жены Татьяны – Татьяновка. Село Анастасьевка была названа в честь дочери царя Николая II – Анастасии. Интересно происхождение села Федораевки. Павел Федорович Жарков, сам родом из Жарковки, держал здесь пасеку. От его отчества и произошло название села.

Село расположено на правом берегу реки Шегарки. Оно окружено озерами с говорящими о себе названиями: Чирковое, Грязное, Медвежье ( однажды видели купающегося медведя), Глубокое (богатое чистыми родниками, ставшее любимым местом для купания федораевцев), Лебяжье, Подъямы. Есть два пруда в самом селе: Байкал и Картас. В Федораевке были и свои водяные мельницы. Эти места до сих пор зовут Новая мельница и Старая мельница. Благодатные федораевские земли с луговыми травами, чистыми родниками на Глиняной горе у песчанного берега Шегарки, сладкой клубникой на горе Стрелке когда-то дали приют не одной сотне человек.

По легенде старожилов, первые русские люди появились здесь ранней весной 1808 года, при царе Александре 1, победившем французов. Едва реки освободились ото льда, группа смельчаков во главе с Николаем Жарковым по кличке Федорай отправились на лодках по Томи, Оби и Шегарке в поисках лучшей доли в глухих сибирских краях. Много заимок и поселений попадалось путникам, пока их не заинтересовал высокий красивый берег.
Фото Татарниковой С. Н.

С его высоты им открылась удивительная панорама: высокие кедры, стройные лиственницы, сосны, ели, пихты. Красота радовала глаз.Главным аргументом была экономическая выгода: лес для постройки домов, рыба в реках и озерах, зверь в тайге, грибы, ягоды. Одна группа «ходоков» осталась рубить избы, а другая отправилась в город за необходимым для строительства материалом и инструментом. И к концу лета было построено 8 пятистенных добротных дома. Так было положено начало заимке. Для Федорая позднее был построен большой крестовик из отборных лиственничных бревен под одной крышей с конюшней, овином для сушки снопов и сараем для обмолота зерна. Настоящим хозяином поселка до конца дней своих остался Жарков Федорай.. Ученый - историк Емельянов в монографии «Заселение русскими Срелнего Приобья в феодальную эпоху» о заимке Федорай пишет, что в 1895 году там стояло 48 дворов, в которых проживало 125 душ мужского пола. Во время коллективизации в Федораевк единоличными крестьянами был создан колхоз «Новая жизнь», а охотниками - государственное предприятие «Охотсоюз». Работали федораевцы и на пароходе «Пятилетка».

Федораевские старожилы помнят еще одну легенду этих мест. В устье реки Кайлы стоит гора Чудная с белоствольными березами и вековыми соснами. Жили на этой горе люди дивного племени в мире и согласии с природой. Когда в этот мир вторглись русские пришельцы со своей цивилизацией 18-19 -го веков и стали корчевать леса, племя «ушло в землю». Гора была крепостью загадочных людей, возможно, став в роковое время их братской могилой. Владело ли племя первозданным языческим мировоззрением или это была одна из многочисленных обособленных религиозных сект, «тайна сия велика есть».За последнее время Федораевка опустела.Сегодня здесь проживают 137 человек. В личных подсобных хозяйствах жителей деревни содержатся: КРС- 43 головы, в том числе коров -24 головы, свиней - 44 головы, лошадей - 2, а также свиньи, куры, утки, гуси, пчелы.Разнотравье и тишина радуют только пчеловодов и романтиков. Местные жители привыкли к дивной красоте окрестностей. Они бережно хранят до сих пор удивительные легенды своих предков.

24 Зоська  
0
История села Гусево
На тихом просторе, на безымянной земле, где все вокруг дышало прозрачным, чистым воздухом, пронзенным бесчисленным количеством ослепительных солнечных лучей, образовалась маленькая улочка из 6 домов.

Именно тогда все и началось…
На заросшей бурьяном земле поселились первые жители нашего села. По преданию, основателем села Гусева был переселенец из Вятской губернии Миней Гусев с сыном Калистратом. Здесь, на хуторе построенном, на берегу небольшой речки Минеем Гусевым из 1885году, родились и выросли четыре сына – Родион, Геннадий, Василий и Иван – и прочно обосновали семейное гнездо. Появились хорошие деревянные дома и постройки.

Ещё через год приехали новые переселенцы – пермяки: братья Федор и Кирилл Дерешевы, Сергей и Михаил Юрковы. В село приезжали еще и еще…
И все оживилось и зарадовалось.

К 1905 году в деревне образовались три улицы – Бочановка, Барановка и Забегаловка (Заречка) с населением около 50 дворов. Это были земледельцы и ремесленники, кожевники и пимокаты, портные и смолокуры. Появился и купец Фома Глазырин, он открыл лавочку мелких товаров, а на другой улице появилась винная лавка Якова Краева. Землю делили на отруба: кто покрепче да побогаче, захватывали лучшие участки, бедняки корчевали и обрабатывали неудобицы.
Вот что рассказывал старожил Фёдор Дерешев об образовании села: «Все строилось заново. Хорошо, что дед позаботился прихватить с собой топоры, пилу да ещё кое – какие плотничьи инструменты. Они ценились на вес золота. Много позже в деревне появился частный торговец, он держал на дому кое – какие немудрящие товары. Но купить что – либо было трудно: где деньги взять? Да и товаров было мало. Оконные стекла и железо достать было вообще невозможно. В деревне у большинства жителей в оконных рамах вместо стекла были натянуты выделанные свиные пузыри. Землю обрабатывали деревянной сохой. Договаривались меж собой, собирались 2 – 3 семьи, запрягали пару лошадей и пахали. Никаких машин не было, даже тяпки для окучивания картошки были деревянные. Ближайшая больница – в селе Богородском (ныне деревня Старая Шегарка). Больные обращались к бабкам, лекарям в деревню Кайтёс, потому что в Гусеве лекарки не было.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором…
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам…
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора.
(С.Есенин)

23 Зоська  
0
История села Гусево
Как и положено, со временем начали появляться новые семьи, рождались новые поколения, которых необходимо было обучать. Но школы тогда еще не было, а рабочие люди мечтали, чтобы, если не они, то их дети должны быть грамотными.
В 1910 году на сборы и подаяния будущих прихожан священник Константин Касаткин построил церковь. А его дочь Мария в крестьянской избе открыла школу. Она же и была первой учительницей.
Отец Константин преподавал «Закон божий». Бывшие ученики Роман Кропочев и Александр Грязев вспоминали, что за малейшие неповиновения Святой отец бил по голове толстым псалмом. Ставил голыми коленями в угол на горох, да и сама учительница оставляла следы линейкой на руках и голове.
Позднее, в середине 30-х годов церковная утварь была убрана, и в помещении церкви стала работать 4-х летняя школа, а позднее 7-и летняя, директором школы был Миргородский Филипп Данилович.
Эхо революции 1917 года докатилось и до сибирской деревни. Революционно настроенные мужчины добровольцами пошли в партизанские отряды, громили белогвардейцы, колчаковских карателей. Среди них были и гусевцы – Роман Игнатьевич Кропочев, Александр Алексеевич Грязев, Михаил и Иван Новиковы и другие, впоследствии вступившие в отряды Красной Армии.
В 1924 году 12 бедняцких хозяйств добровольно объединились в товарищество по обработке земли. Государство коммунарам выделило денежную ссуду, на которую были приобретены плуги, бороны, сеялки и молотилка. Первыми коммунарами были Н.Абрамов, П.Ф.Новокшанов, Д.Кропочев, А.Грязев и другие.
В мае – июне 1931 года под руководством членов ВКП (б) на базе коммуны в Гусеве был создан колхоз. Мужики, советуясь, старательно выводили буквы, писали заявления с просьбой принять их в сельскохозяйственную артель, несли заявления в сельский Совет. На сельском сходе решили обобществить в одно хозяйство сельхозинвентарь, лошадей, коров. Так из 80 хозяйств был создан колхоз «Молот».

Первыми подали заявления организаторы и активисты Григорий Шубин, Фёдор Останин, Семен Грязев. Первым председателем был выбран Семен Алексеевич Грязев. Затем председателями были Арсён Назарович Глазырин и Яков Александрович Самойлов.

22 Зоська  
0
История села Гусево
В 1938 году председателем Гусевского сельсовета стал Фёдор Иович Сусин, член ВКП(б), прибывший в село по направлению партийных органов. В 1940 году он был избран председателем колхоза. Это был среднего роста, плотного телосложения, коренастый и физически развитый человек, обладающий сильным характером. Он был тверд в исполнении коллективных и личных решений. Сусин никогда не проходил мимо безобразий, предъявляя высокие требования не только к бригадирам, но и к рядовым колхозникам. В меру замкнутый, он не любил много разговаривать. За строгость его уважали и побаивались. Заслужить его похвалы было нелегко. Фёдор Иович ее знал покоя и другим его не давал. Он установил и держал крепко трудовую дисциплину, добивался порядка на производстве.
Ранней весной 1941 года в Гусеве образовалась МТС, и на колхозные поля вышли трактора «НАТИ» и «ТГ – 2», комбайны «Коммунар» и «Сталинец», грузовые автомобили «ЗИС – 5» и полуторатонные «ГАЗы». Председателям колхозов было дано указание о немедленном выделении здоровых молодых мужчин для работы на тракторах, комбайнах и других сложных сельхозмашинах. В МТС шла молодёжь. На курсах, организованных при МТС, готовили трактористов, шоферов, мотористов, там же, в порядке закрепления знаний, они ремонтировали трактора. На селе появились люди различных профессий: трактористы и комбайнеры, слесари и токари, сварщики и электрики, мотористы и шоферы. Первыми трактористами были Михаил Сазонов, Егор Козюлин, Анисим Козлов.
Профессия тракториста считалась на селе почетной, поэтому отношение было соответственное. Разместили тракторы на площадке, на месте, где позже находилась территория мелиораторов. В это время сюда завезли токарные станки. Чуть позже приступили к строительству мастерских. Строили добротно, основательно. Техника сороковых годов не идет ни в какое сравнение с нынешней. И производительность была ниже, и заводились от рукоятки. Ни о каких кабинах и речи не было. Сидел тракторист, обдуваемый всеми ветрами, под солнцем, случалось – под проливным дождём. И не уйдешь, не пересидишь непогоду. План выполнять надо. Не вспахал положенных за смену гектаров, не уложился, значит, оставайся после смены и доделывай. Если вдруг отказывало освещение, приспосабливали лампы «Летучая мышь». Убирали хлеб чуть ли не до утра, пока не выпадала роса.
Горючее (керосин, солярку) подвозили к тракторам в поле на лошадях. Заправляли прямо в борозде. Никто никогда и думать не мог, чтобы без специального на то разрешения отъехать в сторону, не говоря о том, чтобы привезти кому – то дрова или оказать другую услугу. Можно было угодить под суд. Поломки трактора устраняли здесь же, прямо в борозде. Разберет тракторист узел с неисправной деталью (неважно какая она весом) пешком в мастерскую. Хорошо, если бригадир лошадь даст. Уже с взятой на складе деталью тем же порядком назад. Если ремонт засветло не успевали провести, раскладывали вокруг трактора для освещения костры.
Помня о плане, не забывали о качестве. Положено, к примеру, пахать на заданную глубину, значит, так надо. Брак переделывался за счет виновного. Высчитывали из заработной платы за горючее. Кстати, за поломку по вине тракториста тоже высчитывали в 3 – х или 5 – тикратном размере…
Но пришли 40-ые.…

Еще недавно во дворе
Играли весело ребята.
Теперь же тихо на заре
Мать провожала в бой солдата.

«Не плачь, не плачь, моя родная, -
Ей говорил на последок сын.
За мною Родина святая.
В конце концов – я не один…

Пришло письмо: «Все хорошо.
Служу в полку артиллеристом.
Ты жди. Вернусь. И знай еще
Мы спуску не дадим фашистам!»

Еще письмо: « Наш враг силен.
Повсюду взрывы, пепел, дым…
От командира всем поклон –
Посылку получил. Сын».

Потом пришла ей телеграмма:
«Ваш сын отважно воевал…»
И вместо: «Не волнуйся, мама!»
Прочла: «Он без вести пропал».

Но сердцем ждать не перестала,
Порвав проклятое письмо.
Душой молиться не устала,
Смотря в раскрытое окно.

И день, и ночь мать ожидала,
Что сын придет и скажет ей:
«Вернулся я, вернулся, мама!
Ну, обними меня скорей!..»

21 Зоська  
0
История села Гусево
Мирную жизнь прервала война. Казалось, земля кипит, пропитанная молодой, горячей кровью. И не остыть ей от той ненависти и жестокости фашистских войск.
Война не прошла мимо и нашего села. Она коснулась трепетных сердец матерей, жен и сестер. Нет семьи, где бы война не оставила свой отпечаток и не увела с собой человека. Нет семьи, где бы ни пролилась горькая слеза женщины, когда пришла похоронка, а хуже – о бойце ничего неизвестно. Женщины все хозяйство брали на себя, ждали и снова ждали своих любимых людей. Казалось земля уходит из – под ног, и плач прекращается, остается только рыдание, переходящее в крик.

Село обезлюдело, работать стало некому. Произошел резкий поворот: пахари стали пулеметчиками, а бывшие ученики – пахарями. В деревне остались женщины, старики и дети. Все жили, довольствуясь самым малым, все отдавали для фронта, для победы. Жилось очень трудно, с началом войны в деревне не стало спичек, пропало мыло, керосин, зато было много непосильной работы.
Многие девушки были призваны для работы на заводы, некоторые оканчивали курсы шоферов и трактористов и замещали ушедших на фронт мужчин. Окончила курсы шоферов Екатерина Шахрай (Сваровская), Надежда Лискова (Чкаловец), трактористов – Екатерина Соболевская.
Как работала Екатерина Шахрай, говорит тот факт, что она награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой отечественной войны 1941 – 1945 гг.»
Работала старики, женщины и дети день и ночь, жили прямо в поле, в так называемых «таборах». Хоть и тяжело было, и сильно уставали, но без песни не работали.
Но жизнь продолжается…
Известие об окончании войны люди узнали прямо в поле. Неимоверная радость поселилась в сердцах этих лучших людей.
Выстояв и победив в жестокой войне, народ вернулся к мирному труду. Гусевцы тоже взялись за восстановление и дальнейшее развитие сельского хозяйства. Хозяйство превратилось в элитно – семеноводческое. Агрономом работал Иван Иванович Бабак, истинный хлебороб по призванию. Его неутомимая энергия и мастерство заслужили внимание колхозников, и вскоре появились рекорды. В 1945 – 1946 годах урожайность зерновых по колхозу составила 25 центнеров, по бригадам Григория Ильича Шубина и Александра Алексеевича Грязева – по26 центнеров. Звено Николая Петровича Волынкина специализировалось на выращивании озимой ржи сорта «Вятка», получало урожай по 32 центнера с гектара. Звено Грязева Владимира Александровича выращивало пшеницу «Гарнет» и собирало по 30,4 центнера с гектара. Оба звеньевые были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда. Орденами Ленина был отмечен труд бригадиров Г.И.Шубина и А.А. Грязева, орденом Трудового Красного Знамени награждены председатель колхоза Ф.И Сусин и агроном И.И.Бабак. не обошла награда и рядовых колхозников. Доярка Валентина Леонидовна Новокшанова Получила Орден Ленина. Отмечены наградой Елизавета Останина, Александра Катанахова и другие, доказавшие своим трудом, на что способна на матушка – земля, если к ней с любовью и трудом.
Шли годы, росло и развивалось хозяйство. В1955 году колхоз построил электростанцию, свет получили все поселки, механизировались подсобные предприятия, свет прочно вошел в быт колхозников. Росло и развивалось общественное хозяйство.

20 Зоська  
0
История села Гусево
Председатель колхоза на вырученные средства заказал памятник героям, павшим в Великой отечественной войне.

Здесь же установили стелу с именами погибших солдат. И никто не проходит равнодушно мимо этого места. Кроме этого памятника в селе поставили другой, меньше по размеру, но не меньше по значимости.
На этом месте в последнее время стали проводить митинги к 9Мая.
памятник находится в центре села, поэтому со всех уголков сюда сходятся жители. Так же останавливаются проезжие, чтобы почтить память «спасителям» мира.
Но особенной достопримечательностью нашего села является церковь Святой Живоначальной Троицы. Долгое время не было такого места, куда бы люди приходили помолиться. На протяжении 7 лет стоит наша маленькая приходская церковь и принимает своих прихожан.
Для меня эта церковь особо дорога, потому как в ней 30 сентября 2005 года произошло первое венчание молодых, где невестой была я. Очень важно, чтобы в селе была церковь.
В 1963 году произошло объединение колхозов в один под названием «Рассвет». Более поздние преобразования в организациях сельского хозяйства произошли в 70 – е годы. Решением облисполкома №328 от 21.12.72г. послужило основанием для раскрупнения колхозов. Колхоз «Рассвет» после раскрупнения остался в границах Гусевского сельского Совета.
К своему полувековому юбилею, к 1981 году колхоз «Рассвет» пришёл значительно окрепшим, чем начинал существовать в 1931 году. 1400 голов крупного рогатого скота, в том числе 900 коров, 75 тракторов разных типов, 32 зерновых, 19 силосных комбайнов, автомобили.
Время шло, дети росли, колхозы процветали, и перед селом встала новая задача – основать школу.
И тот самый первый человек на селе и стал директором первой деревянной 8-и летней школы. Худяков Аркадий Иванович (1924 года рождения).

Наша школа выглядела как обычный деревянный дом, разделенный на комнаты – классы.
Бревенчатые побеленные стены, доска, парты и скамьи, маленькие окна со ставнями, печи.
Для ребят наша школа казалась лучшей, она и была лучшей, ведь до нее они не видели ничего прелестней.
Но самое замечательное – перед окнами школы росла большая береза, как символ России, как символ добра, дружбы и объединения.
И началась учеба…
Дети с радостью бежали на уроки. Обучение было сложным для учащихся, так как помимо учебы еще и работали.
Работали и в школе. Сами ученики держали в руках пилы и топоры, чтобы заготовить дрова для школы.
Сажали овощи и вместе с учителями убирали.

1-10 11-20 21-29
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Родной край [55]
Записки Фокии [2]

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 348

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Моя кнопка

Мама

В закладки


Погода