Мама

Пятница, 29.03.2024, 15:38

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Книги, фильмы о семье и детях | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Рассказы о семейной жизни » Слёзы матери

СЛЕЗЫ МАТЕРИ - 4
ВСТРЕЧА МИЛОСЕРДИЯ БОЖИЯ СО СКОРБЬЮ
Безмятежно пристал среди прекрасной палестинской природы городок Наин. Но что это? Тихие окрестности смущены чьими-то воплями, кто-то там безутешно рыдает. Из городских ворот следует печальное шествие: уныло качается на руках носильщиков гроб с умершим юношей. Бедная вдова, мать покойного, горько плачет; ее тяжелое горе привлекло толпу народа, многие искренне сочувствуют ей. Но вот к городу близилось другое шествие: то идет Господь Иисус, по обычаю, окруженный множеством народа.
Рыдающая несчастная мать, вероятно, затуманенным слезами взором не рассмотрела, Кто приближается, и продолжала плакать...
«Не плачь!» - слышит она чей-то кроткий, но властный возглас... Это Человеколюбец остановился рядом с ней, сердце Его наполнилось жалостью к безутешной матери. Несомненно, в омраченной горем душе мгновенно вспыхнула надежда, а Христос продолжает утешать несчастную, и не только словом, но и дивным делом. - Остановитесь, — замечает Он носильщикам и повелительно возглашает: юноша! тебе говорю, встань! (Лк. 7, 14). Смерть не могла противиться Жизнодавцу. Ее несокрушимые узы ослабли, умерший поднялся на своем гробовом ложе и начал говорить... Выло ли слово пробужденного мертвеца словом удивления или радости — неизвестно, но его движения, его речь убедили всех присутствующих, что покойник по одному слову назаретского Учителя ожил... И отдал его Иисус матери его (Лк. 7, 15). Радовалась благодарная мать. В восторге и удивлении замерла тысячная толпа — свидетельница чуда, а потом после первого сильного впечатления стала она дружно славить Бога: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой (Лк. 7, 16).
Так милосердие Божие встретилось со скорбью души человеческой! Но у кого из нас, христиане, нет как бы своих наинских ворот, где мы плачем так же, как та бедная вдова? Кто из нас свободен от скорбей и не нуждается в утешении? Сегодня мы теряем близких, а завтра, какое-нибудь другое горе подкрадывается к нам, и была бы беда наша, если бы на этом непрочном житейском пути под вихрем налетающих скорбей мы были одиноки. Но нет, там, в счастливой Палестине, Христос видимо ходил среди людей, исцелял больных, воскрешал мертвых, утешал печальных, а здесь, среди нас, Он ходит и благовествует невидимо, во исполнение Им же данного нам утешительного обещания: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Он видит все наши беды и печали, слышит все наши вздохи, считает все наши слезы, и особенно близок Он ко всем страдальцам; и чем острее скорбь поражает наше сердце, тем скорее жалостливый взор Его падает на нас, удрученных горем. Кто из нас не испытывал облегчения и душевного покоя после горячей молитвы, на которую склоняла нас какая-либо глубокая скорбь? Кто, присматриваясь к своей жизни повнимательнее, не убеждался, что есть высшая, таинственная десница Божия, которая иногда как-то внезапно помогает нам, неожиданно выводит нас из трудных обстоятельств жизни?
Мы слышали сегодня в Евангелии, как встретилось милосердие Божие со скорбью человеческой, эти встречи повторяются везде и всегда. Скорби рассеяны по нашим путям на земле, а любовь Божия к нам горит вечным солнцем и льет свой свет туда, где темно, грустно, скорбно. А чтобы проникал этот свет в наши сердца, нужно с любовью и верой взирать на Источник Света — Господа Иисуса Христа — и всегда носить в душе Его слова любви и утешения: Приидите ко Мне вcu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28).
Беседа в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. - Архимандрит Кронид (Любимов). Беседы и проповеди. В 2 т. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.

КАК НАДО ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ
Блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих.
Помните ли вы эти слова Христовы? Думали ли вы о том, что они относятся прямо и непосредственно к вам? Разве мало у вас этих малых сих, которых надлежит вам блюсти?
Разве мало у вас сыновей, дочерей, о которых вы льете горькие слезы? Разве мало развратных дочерей и сыновей — воров и хулиганов? Много, много льете вы слез над ними. Отчего же это? Оттого, что прежде не вспоминали эти слова Христовы: Блюдите, да не презрите единого (от) малых сих. Когда тяжко вам становится от того, что творят ваши, дети, тогда вы плачете, тогда вы Богу молитесь, чтобы Он помог вам. А молитва ваша остается без-плодной, потому что нельзя на Бога возлагать свои собственные обязанности, потому что вы сами должны были заботиться о детях ваших и воспитывать их, а не ждать, что за вас исполнит это Бог.
Если слуга ваш не радеет о своем деле, но ждет, чтобы вы сами исполнили его, то разве вы станете работать за него, разве не разгневаетесь на нерадивого слугу? Что же вы хотите от Бога, если сами не заботитесь о детях ваших?
Святой Иоанн Златоуст сказал страшные слова о тех, которые не воспитывают детей своих: родители, которые не воспитывают детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучили, а они душу и тело ввергают в геенну огненную. Тяжкий, тяжкий ответ даст перед Богом каждый из тех, кто не заботится о воспитании детей. В Библии, в Первой книге Царств; рассказывается о благочестивом первосвященнике Илии, который пятьдесят лет был судьей народа Израильского. При нем находился, ему служил святой пророк Самуил, тогда еще только отрок. И однажды во сне этому святому отроку Господь повелел возвестить первосвященнику Илии, что его ждет страшная кара Божия за то, что не радеет он о детях своих. А дети его были • ветхозаветными священнослужителями и нечестием своим озлобляли народ и отвращали его от Бога. Когда приносили евреи мясо животных в дар Богу, тогда слуги этих нечестивых священников выбирали лучшие куски мяса из котла, в котором оно варилось для жертвоприношения, и отдавали этим нечестивцам. Даже сырое мясо отбирали они, а на требование принесших сперва сжечь тук на жертвеннике отвечали: «Если не отдашь, силой возьму». Видя это, народ отвращался от жертвоприношений. За такое нечестие Господь покарал не только этих священников, но и самого первосвященника Илию. Это случилось так: было нашествие филистимлян на землю Израильскую, и во время ожесточенного боя этот девяностовосьмилетний старец сидел у храма в ожидании известий. И прибежал к нему взволнованный, покрытый пылью вестник, и сказал ему: «Сыновей твоих убили, а ковчег Божий взят в плен». Услышав эту весть, первосвященник упал навзничь, сломал позвоночник и умер тяжкой смертью. А Господь возвестил, что наказание будет продолжаться над всем родом его.
Вот видите, как это страшно — весь род первосвященника Илии был наказан за то, что он не удерживал сыновей своих от тяжких грехов. Это грозит каждому из тех, кто не будет радеть о воспитании детей своих.
А о тех, кто всем сердцем стремится воспитать детей в благочестии, вы слышите на каждой утрени в псалме 102-м такие благословенные слова: Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творипшя.
Во веки веков благословение Божие на тех, кто воспитывает детей своих в благочестии. Но во веки веков будет тяготеть проклятие Божие над теми, кого не воспитали в духе христианского благочестия. Скажите, что будет с несчастной дочерью вашей, которая в юности предается разврату и потом выйдет замуж и родит детей? Будет ли благословение Божие на ней и на всей семье ее? Нет, нет. Это вырастет неблагочестивый, богопротивный род.
Подумайте, как это страшно, какую тяжкую ответственность несете вы перед Богом, если не воспитываете детей своих в нравах христианских. Как же должно их воспитывать?
Так, как воспитывали своих детей древние христиане, христиане первых веков. Они с самого раннего детства приучали их к молитве, храму, постам, к Таинствам церковным, учили их грамоте по книгам Священного Писания, никогда не позволяли ребенку сесть за стол без молитвы. Они внушили детям, что каждое дело, каждый шаг христианина должен начинаться крестным знамением и молитвой. Они заботились не только об общем образовании детей своих, не только о приобретении ими мудрости языческой, об обучении философии, музыке, искусствам. Нет, научая детей своих, они руководствовались глубоким, святым правилом: того почитали несчастным, кто знает все и не знает Бога. Того - блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого.
Не думайте, что этим запрещается вам учить детей ваших всем светским наукам. Нисколько. Величайшие отцы наши и учители Церкви сами в молодости очень усердно преда- вались изучению всей мудрости научной, философской. Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст были высокообразованными людьми своего времени. И вашим детям надлежит быть образованными, учеными. Но только важно, чтобы их обучение и воспитание не ограничивалось одной мудростью светской, мудростью мира сего, чтобы наряду с этим они познавали высшую правду и истину, научались Закону Божию и заповедям Христовым, приучались к постоянному благочестию, всегда помнили о Боге, о заповедях Бо-жиих, о пути Христовом. Тогда и только тогда они не заблудятся на пути мудрости человече-
ской, только тогда будут ставить выше всего мудрость христианскую, познание Бога. Так надлежит вам учить детей ваших.
А как же должны вы воспитывать их, насаждать в них высшую нравственность христианскую? Прежде всего вашим примером, ибо дети воспитываются именно примером родителей своих. Всякое словесное поучение, всякое искусство педагогическое ничто, пустота по сравнению с тем примером, который видят дети в родителях своих. Скажите, вырастут ли чистыми и хорошими людьми те дети, которые в лице родителей своих видят самые дурные примеры безнравственности? Будут ли чисты и целомудренны дочери ваши, если вы сами подаете им пример прелюбодеяний? Будут ли чисты, не способны к воровству дети ваши, если вы не будете учить их честности с самых юных лет? Когда сыновья опустошают чужие огороды, не оставляя созревать плоды в садах, и когда приходят жаловаться на них, некоторые матери спокойно отвечают: «Ну что же, дети малые, что с них спрашивать?» Господь спросит с них! Спросит грозно, зачем позволяли детям воровать с самого юного возраста, зачем не учили заповедям Божиим, зачем не внушили отвращение и презрение к воровству и хулиганству.
Тяжкий ответ дадите вы перед Богом за всякий соблазн, который видят в вас дети ваши, за все ссоры, ругательства, пустословия, драки, которые происходят на их глазах. Если сами так поступаете, то чему научите детей ваших?
Великий учитель вселенский, величайший из церковных проповедников святитель Иоанн Златоустый так сказал о родителях, которые не учат детей своих добру, а поощряют дурные свойства их, страсти и нечестие: «Ведь вы, как будто намеренно стараясь погубить детей, приказываете делать им только то, что делая, невозможно спастись. Горе, - сказано, - смеющимся, - вы подаете детям множество поводов к смеху; горе богатым, — а вы только о том и стараетесь, чтобы они разбогатели; горе, егда добре рекут вам вси человецы, — а вы часто тратите все свое имущество из-за славы людской; опять: поносящий брата своего повинен есть геенне, — а вы считаете слабыми и трусливыми тех, кто молчаливо сносит обидные речи других. Христос повелевает отвращаться от брани и распри, а вы постоянно занимаете детей своих этими злыми делами. Любяй душу свою, — сказал Господь, — погубит ю, — а вы всячески вовлекаете их в эту любовь; аще... не от-пущаете, — говорит Он, — человеком согрешений их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам, а вы даже попрекаете детей, когда они не захотят мстить обидевшим. Христос сказал, что любящие славу, постятся ли, молятся ли, подают ли милостыню, все это делают без пользы; а вы только и стараетесь о том, чтобы ваши дети получили славу. И худо не только то, что вы внушаете детям противное заповедям Христовым, но и то еще, что доброе хулите, называя скромность - необразованностью, кротость -трусостью, справедливость - слабостью, смирение - раболепством, незлобие — безсилием. Вы склоняете их к таким делам, за которые Иисус Христос определил неизбежную погибель; вы об их душе как о чем-то ненужном небрежете, а о том, что действительно излишне, заботитесь, как о необходимом и важнейшем. Вы все делаете для того, чтобы был у сына слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош, об этом и подумать не хотите. Нет, -простирая до такой степени заботливость о древе и камнях, души не удостаиваете и малейшей части такого попечения. Все делаете, только бы на доме стояла чудная статуя и кровля была золотая, а чтобы драгоценнейшее изваяние — душа была золотая, об этом и помыслить не хотите».
Так говорил святой Иоанн Златоустый в древние времена, тысячу пятьсот лет тому назад, но эти слова полезно услышать вам и ныне, ибо разве и теперь не воспитываете вы детей своих так же плохо, не внушая им страха Божия? Разве не заботитесь прежде всего о том, чтобы детям своим обезпечить лучшее положение в жизни, чтобы поставить их в ряды власть имущих, богатых и сильных? Разве не внушаете им, что в деньгах сила, что нужно приобретать большие знания ради богатства и обезпеченной, привольной жизни? А разве это нужно?
Нужно как раз обратное. Нужно детям своим внушать презрение к деньгам, богатству, славе, высокому положению в обществе. Нужно прививать им любовь к чистоте, святости, благочестию. А об этом как раз всего меньше вы заботитесь.
Детей надо начинать воспитывать с самых пеленок, ибо только в самом юном возрасте они легко поддаются всякому научению. Их душа мягка, как воск, на ней отпечатывается все - и ваши дурные примеры, и благочестивые слова, и всякий светлый и чистый пример.
Древние христиане с самого юного возраста приучали детей к молитве и чтению Священного Писания. А теперь говорят: «Разве это детское дело - заниматься псалмами? Это дело монахов и стариков, а детям нужны веселье и радость».
Забываете вы то, о чем святой Тихон Задонский сказал так просто: «Малое деревцо, куда наклонить его, туда и будет расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую». Вот если в душу малого ребенка вы будете вливать всякий смрад, она станет смрадной. Если будете вливать аромат Христова благоухания, то будут ваши дети благоухать перед людьми, будут радостью и утехой для вас. Примером вашим воспитывайте детей.
Об этом прекрасно сказал славный проповедник русский, архиепископ Харьковский Амвросий: «Когда ни один член семейства не может остаться без вечерней и утренней молитвы — когда отец не выходит из дому на свое дело, не помолившись перед святыми иконами, а мать ничего не начинает без крестного
знамения, когда и малому дитяти не позволяют дотронуться до пищи, пока не перекрестится, — не приучаются ли этим дети просить во всем помощи Божией, и призывать на все благословение Божие, и веровать, что без помощи Бога нет безопасности в жизни, а без Его благословения нет успеха в делах человеческих?
Не может остаться безплодною для детей вера родителей, когда они, при нужде и бедности, со слезами на глазах говорят: «Что делать? Буди воля Божия». При опасности: «Бог милостив». При трудных обстоятельствах: «Бог поможет». При успехе и радости: «Слава Богу, Бог послал». Здесь всегда и во всем исповедуется Божия благость, Божие промышление, Божие правосудие:
Мать, предмет всей любви и нежности для дитяти, стоит с благоговейным выражением лица и молится перед иконою Спасителя. Дитя смотрит то на нее, то на образ.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Сила моя в немощи совершается»: Духовные беседы. — М., 1998.

СЛЕЗЫ МАТЕРИ - 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10 , 11 , 12 , 13 , 14 , 15 , 16 , 17 , 18 , 19 , 20 .
Категория: Слёзы матери | Добавил: Зоська (21.03.2011)
Просмотров: 830 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 348

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Моя кнопка

Мама

В закладки


Погода