Об этнографическом составе русских сибиряков Томского края Состав русского населения Томского края, как и по всей Сибири, в конце XIX - начале XX в. был очень неоднородным. По времени переселения оно довольно четко делилось на старожилов и переселенцев, что отражалось в самосознании населения. Кроме того, среди русских сибиряков было немало последователей старой веры - старообрядцев или кержаков, которые сохраняли значительную бытовую обособленность от «мирских» - прочих православных христиан. Предки старожилов, или как их еще называли по всей Сибири - чалдонов и челдонов, переселились сюда как минимум в дореформенное время и успели за три века сформироваться как более или менее однородная группа со своими языковыми и культурно-бытовыми особенностями. Как известно, русское население начало складываться в Томском крае в конце XVI - начале XVII в., когда были основаны первые городки-остроги: Нарымский, Кетский, Томский. Происхождение основной массы первопоселенцев было из северных и северо-восточных уездов России, откуда и шли первые пути в Сибирь. Однако уже среди первых переселенцев были выходцы из центральных и южных губерний, существенно отличающиеся по своим культурно-бытовым традициям от северорусов. Например, в составе первых жителей Томска были выходцы из Великого Новгорода, Москвы, Устюга, Соли-Камской, Соли-Вычегодской, Холмогор, Костромы, Галича, Ярославля и других мест . По подсчетам лингвистов, русское население г.Томска в 1604-1650 гг. состояло из 6 частей севернорусов, 2 частей среднерусов и 1 части южнорусов. В целом в Среднем Приобье русское население складывалось из служилых людей и их потомков, крестьян-переведенцев, ссыльных и свободных поселенцев, причем служилые люди и их потомки составляли, по данным Н.Ф.Емельянова, больше половины всего населения. Из-за нехватки хлеба служилые люди уже в XVII в. были переведены на службу «с пашни», а затем зачислены в сословие государственных крестьян. Служилые люди, конные и пешие казаки стали основателями многих томских сел и деревень, в названиях которых до сих пор сохранялись их имена и фамилии, а среди жителей - прямые потомки. В притомских селениях это Губины, Попадейкины, Карташевы, Аркашевы, Поповы, Бурнашевы, Вороновы, Жарковы, Зоркальцевы, Вершинины, Иглаковы, Карбышевы, Коневы, Ларины и др. Старожильческий состав наиболее сохранился в пригородных селениях, куда не приписывали новых переселенцев. Другим районом с устойчивым старожильческим составом населения является бывший Нарымский край - Колпашевский, Каргасокский, Парабельский, Верхнекетский районы Томской области. Наиболее известные фамилии старожилов здесь: Анисимовы, Барышевы, Волковы, Вяловы, Голещихины, Деевы, Костыревы, Коноваловы, Комаровы, Колмаковы, Нестеровы, Пановы, Пшеничниковы, Родюковы, Сопыряевы, Сухушины, Мурзины, Трифоновы, Фадеевы и др. Многие из этих фамилий известны по архивным документам XVII-XVIII вв. как первооснователи селений. В результате длительного развития, роста и раздела семей здесь сложились большие фамильные гнезда старожилов. Нарымские старожилы, осознавая себя русскими, подчеркивают, что они, коренные местные жители, ведут свое происхождение « от Ермака», или считают, что их «прадеды ниоткуда не пришли», а « спокон веку здесь жили». Даже названия некоторых селений - Даурской, Костыревой, Вяловой, Толмачевой - они производят от имен дружинников Ермака, который якобы и сам здесь бывал. Определенная специфика имеется и в языке нарымских старожилов, составляющем особые группы диалектов среди говоров Среднего Приобья. Местные предания о происхождении названий селений имеются и в других местах. Например, с. Воронопашня, по рассказам жителей, названо так в честь старожила Воронина, у которого здесь была пашня, в отличие от с. Воронино-Яя , где у него была еще одна заимка на р. Яе. Во многих старожильческих селах Томского края было характерно бытование двух или даже трех фамилий или прозвищ: одна - официальная - по документам, которую не всегда и знали; вторая - уличная, под которой человек был всем известен, третья - уличная оскорбительная, которая употреблялась только «за глаза» или при ругани. Уличная фамилия человека в значительной степени отражала положение этого человека или его предка в сельском обществе. За какие-нибудь неблаговидные дела, как говорили, «прилепят» такое прозвище, что и дети, и внуки не отмоются. Довольно часто уличная фамилия была просто необходимостью при обилии однофамильцев. Например, одного из многочисленных Поповых звали Кирпичников, так как его дед делал кирпичи. В с. Иглаково, где больше половины сельчан были Иглаковы, уличные фамилии были по деду или по бабке, которые стояли во главе хозяйства. Так, одни Иглаковы были Филипповские, другие - Варваринские, а кроме того были Ефимовские, Трофимовские, Григорьевские, Викуловские, Ивановские, Василисины. Федорвасильевы и др. В межличностном общении в деревенском обиходе в старину обычным было уважительное употребление отчества: Ивановна, Петровна, Михайловна - так называли друг друга соседки. Даже, по рассказам, супруги называли свою половину по имени-отчеству, особенно в кругу односельчан. Название «чалдоны» воспринималось в недалеком прошлом большинством старожилов как обидное, неприятное прозвище, да и употреблялось оно чаще всего с обидными эпитетами «желторотый», «желтопупый». Однако со временем прозвище утратило обидный оттенок и стало закрепляться как самосознание сибиряков, что отражают и словари сибирских говоров. Для объяснения этого термина довольно распространены так называемые народные этимологии: переселенцы с рек Чала и Дона, с Чалдона-озера, от слова «чалить» - приплыть с Дона и т.п. Но все это не более как попытки найти подходящее и приемлемое значение слова из своего же языка, тогда как скорее всего оно происходит не из русского языка. Судя по словарю В.Даля и другим старинным словарям, это слово скорее всего монгольского происхождения: челдон - бродяга, беглый, варнак, каторжник. Дело в том, что, как и многие другие этнонимы, оно было дано русскими старожилами Сибири не самими себе, а другими, в частности более поздними переселенцами в соответствии с довольно устойчиво бытовавшими в Европейской России обывательскими представлениями, что Сибирь - это место каторги и ссылки, а жители Сибири, соответственно, бывшие каторжники и беглые, каковым и было первоначальное значение слова «чалдон». Однако со временем оно почти утратило это значение, как нередко бывало в истории названий народов, и утвердилось местами в качестве самосознания старожилов - есть фольклорный ансамбль « Чалдоны», есть Нарымское общество чалдонов и пр. И это самоназвание, каким бы ни было его первоначальное значение, не хуже любого другого - оно означает, что предки этого человека уже много поколений живут в Сибири. Самоназваниями старожилов были также определения, добавляемые к понятию «русские» - здешние, природные, коренные, местные, а также самоназвания по месту обитания - нарымчане, сургутяне и пр. Старожилы являются сибиряками уже в десятке поколений и по праву считают себя коренными жителями здешних мест. Они, как правило, не сохранили памяти о местах выхода из России своих предков. В составе старожилов прослеживается некоторое число потомков от смешанных браков с коренными сибирскими народами, особенно в местах давнего совместного проживания, как в Нарымском крае. Пореформенные переселенцы, деды, отцы которых или они сами переселились в Сибирь со второй половины XIX в. из разных мест Европейской России, как правило, помнят о местах своего выхода вплоть до названия уезда или села. Более того, они нередко сохраняли эту память в названиях новых селений - д. Орловка из Орловской губернии, Казанка - из Казанской и т.п. Или, например, д.Сухарева близ с.Петухово была основана в конце XIX в. выходцами из д.Сухаревой Уфимской губернии. Эту же память хранили названия концов села - Виленский, Витебский и др. Насколько массовым был приток пореформенных переселенцев, можно судить по такой цифре: с 1864 по 1914 г. в Сибирь переселилось 3687 тыс. чел. Среди переселявшихся преобладали (8,9%) выходцы из южной России. В Томскую губернию в эти годы поселилось много выходцев из Курской, Тамбовской, Орловской, Тульской, Рязанской, Полтавской, Черниговской, Харьковской, Воронежской и других губерний. В числе переселенцев были украинцы и белорусы, внесшие свою лепту в формирование современного облика сибиряка. В пределах Томской области больше всего переселенцев осело в центральных районах, где состав населения в начале XX в. был на 70-90% из переселенцев, тогда как пригородные села и северный Нарымский край остались почти не затронутыми этим движением. При всей пестроте переселявшихся, они нередко составляли компактные группы выходцев из одних мест, селившиеся или отдельными поселками, или концами в селениях старожилов. Например, в с.Баткат Шегарского района наряду со старожилами жили тамбовские, курские, смоленские и витебские переселенцы. Нередко в соседних селениях жили выходцы из разных мест: в с. Ново-Кусково и Митрофановке Зырянского района поселились воронежские переселенцы, а в Дубровке - калужские; в д. Мишутино - из Пензенской губернии, а в Казанке - из Казанской. В зависимости от мест выхода и некоторых языковых и бытовых особенностей бытовали взаимные прозвища: вороны, хохлы, кацапы, вятские, синекафтанники, лапотники, повокалки (за особенности говора) и пр. Кроме того, по всей Сибири старожилы называли переселенцев «новиками» и «россейскими», как будто забыв, что и сами пришли из России. Однако при этом старожилы считали только себя чисто русскими, а о переселенцах говорили «он обрусел теперь», если тот перенимал сибирские обычаи. При первых контактах между старожилами и переселенцами в первую очередь обращалось внимание на различия в языке и одежде. По мнению старожилов, «их (россейских) бывало не поймешь, че говорят». Отличия в одежде со временем исчезали, тогда как языковые особенности устойчиво сохранялись и поддерживали память о предках. Взаимные отношения между старожилами и переселенцами были неоднозначными, что определялось как естественным восприятием чужого человека, так и столкновением экономических интересов. Недоброжелательность старожилов зачастую вызывало стремление переселенцев к поискам новых, более удобных мест, что выразилось в поговорке: «Не страшно нищему, что деревня горит, собирает котомку да дальше бежит». Боязнь новых, пришлых людей подогревалась распространенными суевериями о колдунах, порче и сглазе. В некоторых селах, например у староверов, переселенцев заставляли пройти через хомут для проверки причастности к колдунам и лишения этих способностей. Взаимная настороженность проходила при более длительных контактах, при отсутствии конфликтов из-за земли. Осознавалась общность «россейских» и чалдонов как единого русского народа. Старожилы уважали рьяную приверженность переселенцев к земледельческому труду, их трудолюбие, рукоделие мастериц, знания новых ремесел. Быстрее всего начинала общаться молодежь, собираясь на вечерки и игрища, разучивая новые песни, игры и танцы. Даже в частушках пели так: «Моя милка - старожилка, я - проклятый новосел...», В свое время, на рубеже веков, в российском обществе активно обсуждался вопрос о взаимоотношениях между старожилами и переселенцами Сибири, степени влияния их друг на друга . В зависимости от своих взглядов исследователи то преувеличивали прогрессивное влияние переселенцев на «отсталых» старожилов, то совершенно отрицали, в угоду сибирскому патриотизму, положительную роль переселенцев. Стоит отметить, что неизбежный процесс «осибирячивания», о котором неоднократно писали исследователи, шел по-разному в чисто переселенческих поселках и при совместном проживании со старожилами. Однако на практике порой даже при самом тесном общении, например в смешанной семье, наблюдалось сосуществование различных традиций, о чем сказано ниже. Нами записаны также рассказы, что в некоторых деревнях переселенцев встречали очень доброжелательно, угощали и помогали обзавестись хозяйством. Старообрядцы появились на томской земле, по-видимому, вскоре после раскола Русской Православной Церкви в середине XVII в., который произошел в результате церковных реформ патриарха Никона. По архивным документам, уже в конце XVII в. в Томске отмечается выступление раскольников, как тогда называли старообрядцев. О старообрядцах в одной из деревень около г.Томска, об их одежде, какую «указами поведено носить раскольникам», сообщал в 1734 г. С.П.Крашенинников при описании своего пути по р.Томи. Последователи старой веры сыграли немалую роль в освоении Сибири русскими, поскольку из-за жестоких преследований вынуждены были укрываться в самые недоступные места, а кроме того, и ссылались сюда большими группами, как семейские Забайкалья или поляки Алтая В силу своих религиозных убеждений, приверженности к старине, а также по специальным правительственным указам старообрядцы устойчиво сохраняли древние русские обычаи, одежду и свои бороды, весь бытовой уклад, поэтому они и представляют большой интерес для этнографов. В начале XX в. старообрядцы составляли, по весьма приблизительному официальному учету, 3,81% населения Томской губернии, в которую входил и Алтай. В конце XIX века Д.Н.Беликов, профессор богословия Томского университета, писал, что раскол распространился в Томской губернии, «не исключая угрюмого и пустынного Нарымского края. Значение этого края как более надежного места для жизни, удаленной от мирской суеты, возросло в начале XX века в связи со многими бурными событиями этого времени. В 1909 г. В. Рубчевский, объезжая бассейны рек Чаи и Парабели, писал, что русское население этой тайги состоит преимущественно из «религиозных отщепенцев». Наши полевые материалы позволяют сказать, что потомки старообрядцев живут и сейчас во многих селениях Томской области. Пожилые люди из них до сих пор сохраняют приверженность к старой вере и обычаям, соблюдают посты и запреты, например на еду из одной посуды с мирскими, даже если последние их собственные дети. В глухих местах Томско-Чулымской тайги живут в скитах последователи «истинно православных христиан - странствующих или бегунов». Старообрядцы Томского края в начале XX в. относились к различным религиозным течениям, толкам (часовенные, поповцы, беспоповцы, бегуны, поморские, федосеевские и пр.) и не составляли единой компактной группы. Многие из них переселились сюда, в глубины томской тайги, в разное время из соседних районов Сибири - Алтая, Тюменской, Новосибирской и Курганской областей, а также Амура, Пермской губернии и других мест. Довольно часто они приселялись к уже существующим ранее селениям единоверцев и родственников, с которыми поддерживали связи, как правило, по неофициальным каналам. В первой четверти XX века было основано немало новых старообрядческих заимок в слабозаселенных районах левобережья и правобережья Оби, преимущественно в верховьях ее притоков, в Бакчарском, Чаинском, Парабельском, Каргасокском районах. Этнокультурное взаимодействие различных групп русского населения между собой, а также с переселенцами других национальностей и коренными обитателями Томского края составляло основное направление в формировании культурно-бытовых особенностей сибиряков. Бардина Прасковья Елизвовна, этнограф, к.и.н., ст. научный сотрудник Музея г. Северска. КЕРЖАЦКАЯ ДЕРЕВНЯ КИЛИНА Oдин из крупнейших правых притоков реки Чулым, темноводный Улу-Юл на сотни километров протянулся с северо-востока, извилявшись в дремучей, некогда нехоженной тайге. На крутых обрывах его материкового берега и высоких гривах веками неколебимо стояли сосновые боры. Лесные великаны достигали гигантской высоты, а их медные стволы не обнимешь в несколько обхватов человеческих рук. Между деревьями летом было черным-черно от черники, а осенью - красным-красно от брусники. Бесчисленные сосновые гривы разделяли богатые клюквенные болота, на низких же пространствах днем и ночью шумели ярко-зелеными кронами кедры. И вся тайга изобиловала разным зверьем: медведем, лосем, северным оленем, косулей, росомахой, рысью, лисицей, куницей, бобром, выдрой, соболем, белкой, хорьком, колонком, горностаем. В среднем течении Улу-Юла, на левом его берегу, стояла небольшая деревенька Килина, известная не только в Пышкино-Троицком (ныне Первомайском) районе, но и в Томске как Килинка. Так ее называли и в просторечии сами килинские жители. Население деревеньки себе на прокорм сеяло зерновые, выращивало картофель и овощи, но основным занятием были охота на пушного зверя и боровую дичь, рыболовство и сбор кедрового ореха, ягод, грибов. В тридцатые годы там образовался колхоз «Красный факел». * * * В самой Килиной и ниже, по берегу Улу-Юла на расстоянии трех с половиной десятков верст, были густо раскиданы староверческие скиты, где жили старообрядцы-кержаки. Избы у них были обычные, деревенские, но стены и полы часто мыли и скоблили ножами-косарями. Кержаки были чистоплотными и гостеприимными, однако не допускали, чтобы гость курил в избе, не давали ему ни пить, ни есть из своей посуды. Для гостей имели отдельную посуду, а кто знал старообрядческие порядки, привозили свою посуду. Старообрядцы - «безденежные» - жили более уединенно, в «кельях». Они считали, что «царство антихриста» началось с Петра Первого и никогда своими руками не прикасались к деньгам, потому что на них печать антихриста. В первой половине XVIII века старообрядцев, до того времени укрывавшихся на Севере России, в Поморье, начали переписывать в учетные книги. Это делалось царским правительством, при этом им присваивалось официальное название «раскольники». С этого времени началось странничество старообрядцев, они большими массами покидали Север и уходили в «пустыни». В прошлом столетии немало их добралось до Томской губернии и осело в Приобье, Причулымье, Притомье и Прикетье, в самых глухих и отдаленных, а главное, труднодоступных местах. * * * Особенно много скитов и келий было в 30-е и более поздние годы в Пышкино-Троицком (Первомайском) районе. Кельники именовали себя «рабами божьими» и числились под номерами даже по сельсоветским книгам. В лучшем случае, их звали по именам, конечно, вымышленным. В семнадцати километрах от Килинки, на берегу Улу-Юла, находилась келья «раба божия» номер один Варлаама, могучего старика. С ним жили сын и две старухи - мать и дочь, которую величали Куприяновной. Их наставник Варлаам прожил 115 лет, старая из «рабынь божьих» - 97, а ее дочь Куприяновна - 63-64 года. На пять километров ниже по реке находилась келья «раба божьего» номер два Марка с тремя старушками. Одна из них была слепая. Обе кельи сеяли зерновые, имели огороды, а когда их обитатели стали немощными для ведения сельского хозяйства, начали менять на муку и другие продукты питания на собранные орехи и ягоды. Варлаам держал старую лошадь, но в войну ее «мобилизовали на фронт», только осела она в килинском сельисполкоме. Кроме того, старец Варлаам изготовлял санки, сеяльницы и ложки, которые тоже менял на продукты. Марк же имел пасеку и кур. До войны обе кельи жили сносно. Они много времени тратили на утренние, дневные и вечерние моления. В довольно просторной келье старца Варлаама и живших с ним стариц, в красном углу размещался огромный иконостас, начинавшийся без малого от самого пола: под потолком находилась большая икона, а ниже - множество маленьких, сохраненных с дониконовских времен. Сбоку, справа, был деревянный аналой, на котором лежали книги святого писания, много их хранилось и под иконостасом. По стенам тянулись широкие спальные лавки, а под потолком были устроены полати. Сам Варлаам имел деревянную кровать. Варлаам и Марк постоянно спорили друг с другом: первый отрицал правомерность всякой власти, считая ее «антихристовой» и не имеющей права на свое существование; Марк же утверждал, что надо покоряться любой власти - «она от Бога». * * * Однажды на участок кельи старца Марка повадился наведываться медведь: он вытоптал всю рожь и огород, разорил пасеку и не давал высунуть наружу носы ее обитателям. Каким-то чудом одна из стариц ухитрилась проскочить мимо зверя в келью Варлаама. Тот возмутился: «А что Марк-то смотрит? Взял бы топор и отрубил медведю башку». Но сам он уже не мог помочь соседу - ему перевалило за сто лет. Варлаам послал младшую из своих стариц в деревню с сообщением о медведе охотникам. Максим Корнилович Пономарев - килинский охотник - избавил кельников от таежного разбойника. В самый разгар войны, когда Килинка, все отдавая фронту, совсем оголодала, Варлаам запретил «рабам божьим» ходить в деревню за продуктами, обирать людей. В конце войны Варлаам застелил стружками дно давно приготовленного для самого себя гроба, завернулся в белый холстинный саван и лег в домовину. Через полтора суток он тихо скончался. Живших с ним стариц через год обнаружили в келье мертвыми: старшая лежала на лавке у окон, обращенных на восток, а младшая стояла на коленях, грудью навалившись на мать. * * * Летом 1937 года все скиты и кержацкие поселения обошел комсомольский активист Зюзин, уполномоченный Асиновского района, в состав которого тогда входил Пышкино-Троицкий район. Старое сердце мудрого Варлаама сразу почувствовало зловещее предзнаменование: не человек - антихрист проследовал по таежной земле. Сердце «раба божьего» номер один не обманулось. Вскоре после ухода И. Зюзина в Килинку пешим ходом прибыл карательный отряд районной милиции. Кержаки-старообрядцы, арестованные как «враги народа» в Килинке, в скитах и кельях, понуро шагали под охраной вооруженного карательного отряда НКВД, все дальше и дальше отдаляясь от своих жилищ и семей. Наверняка многие из них думали: пришло светопреставление. Этап удалился от Килинки уже на тринадцать километров, когда кержак Вахонин, шагавший в середине колонны, вдруг сбил с ног карателя и нырнул в гущу тайги, стеной возвышавшейся над тропою. Но пули быстрее беглеца, сзади ударили выстрелы из казенных винтовок и ранили его в ногу. Мужик вскрикнул от резкой боли и рухнул на землю. Доблестные воины НКВД, бесстрашные против безоружных и покорных, нависли над раненым, попытались поднять пинками в бока, грудь, голову, пока, наконец, не поняли - пешком Вахонин не дойдет не только до Асина, но и обратно до Килинки. Посовещавшись, каратели решили оставить раненого и избитого кержака на месте, а на следующий день прислать за ним подводу. На другой день Вахонина не нашли - исчез бесследно. Перевернули все у него в доме, жена Евдокия тоже ничего «не знала». Перед весной она вдруг родила дочь. В скитах и Килинке начались женские пересуды, указывали на семейных мужиков, их жены ударились в ревность, но со временем постепенно семейные скандалы утихли. В 1962 году Евдокия Вахонина, по прозвищу Дуня-короткая, заявилась в Килинку и обратилась к людям с просьбой помочь в похоронах старика. -Какого старика?- изумились килинские женщины. - Откуда взялся у тебя старик? Оттуда, куда его угнали, только Иван Колегов и возвернулся, и тот ничё не рассказывает, куда делись остальные килинские мужики. Пришлось старухе признаться и рассказать, что все двадцать пять лет Вахонин провел в тайнике, вырытом в подполе. Из него в тайгу был выведен стометровый подземный ход. Потайной кержак временами выбирался на охоту - добыть для семьи мяса, набить кедрового ореха. Однако ни одна душа за эту четверть века не встретила и не увидела Вахонина. События, происходившие в те далекие годы в таежной деревушке Килиной, где в большинстве своем жили кержаки-старообрядцы, изложены Павлом Алексеевичем Барсагаевым по воспоминаниям бывшего ее уроженца и жителя Петра Андреевича Сутягина. Отрывки из рассказа «Таежная Вандея» предоставлены Любовью Мандрик. Публикуется в сокращении. Опубликовано в журнале «Территория согласия» № 2'2004 (№ 4) Когда появились фамилии?
|