Исәнмесез! – (Здравствуйте!) Хан Тохтамыш, какой он был, какую память о себе он оставил своим потомкам. Мы видим два разных образа - умного с прозорливым взглядом старца и сильного честолюбивого воителя. Я думаю, что обе эти иллюстрации в полной мере отражают характер этого легендарного ЧЕЛОВЕКА. Плененный Тохтамыш был сослан с семьей сначала в Тюмень, а оттуда – глубже в Сибирь – местечко Кызыл-Каш, де было стойбище Барабинских Тюрков. (Сейчас это населенный пункт село Тахтамышево, в 13 километрах от города Томска). В 1399году, Тюменским улусом правил хан Шатибек, который, опасаясь возвращения Тохтамыша, принял решение отправить Тохтамыша с семьей глубже в тайгу, сказал Шадибек: - Он возвысится на торговле. У Него необычайные способности к коммерции. Ему следовало бы быть государем, имея столицу в большом городе. - В тайге, вдали от больших городов, он ослабнет, и его влияние на степную знать исчезнет. -Сына его – Кадыр-Берды никто заменить не сможет. Он один из ханского окружения говорит по-русски и по-литовски оставить вместе с семьей в Тюмени. Памятным было время Тохтамыша на Томской земле. Табун его пасся в пойме реки Томи, на ее левом берегу. Днем и ночью работала его кузница, объявляя на свет доброго здравия ножи, наконечники для копий и стрел, удила, стремена и прочие полезные вещи для своих нужд и на ПРОДАЖУ. Обозы летом в Кузнецкую землю за металлом отправлялись регулярно. Широк был стол для ханской семьи и глубок был казан каждого мурзы, которому дважды в день приходилось кормить своих воинов Стояли по берегу Черной речки зимние дома новой ставки Тохтамыша, а летние палаты, обвитые шелком в два ряда, спасали его семью от сибирского гнуса Киргизские каганы на Енисее признали Тохтамышевы земли, с границей по Чулыма, и находились с ним в мирных отношениях за все время его пребывания на Томи. Тунгусский вождь Нарга, на приеме у Тохтамыша, разговаривал с ним по-монгольски. И отправил ему на службу свою сотню. На Чулыме, в период объезда им новой территории, правительница Асия, из рода Семиреченских киданей, Разговаривала с Тохтамышем на монгольском диалекте его жены Токтогул, и тоже передала ему своих воинов. Путь с Томи на Чулым укоротился. Плотность населения по Черной речке и в пойме реки Томи оказалась в период Тохтамыша настолько высокой, что роду Абы-Тайя пришлось уйти с Томи на Енисей Посланные на реку Тарим верховые, привезли чай, рис, шелка и благовония Тохтамышу… После получения известия о смерти Тимура, Тохтамыш отправил торговый караван в Самарканд и узнал, что Тимуриды остаются способны к военным действиям, продолжая контролировать огромную территорию. И подумал однажды Тохтамыш: Нет общей столицы, нет центральной власти, нет общего языка и нет с народом общей религии. Бездомная Степь лишает нас человеческой цивилизации. Нет семейного очага, Нет постоянного жилья – Нет Отечества». И сказал хан Шаддибек (1406): - Тохтамыш отправил все свое войско с Томи сыну Джалалетдину для укрепления его власти в Булгаре. Едигей не будет воевать, так как войско привел его сын, рожденный от старшей сестры Тохтамыша. И волнуют меня широкие дороги, мосты и переправы через реки, которые появились за последнее время. Тохтамыш (сокращенный вариант) Я – Тень Тохтамыша. Я сделал наказ: «Могилы моей не ищите». Я – Тень Тохтамыша – Истории Тень, И Имя Мое – Искупитель.
Воитель Я был. И хотел повторить Путь прадеда – Хана Батыя. Хотел Золотою Ордой покорить Европу, Сибирь, Юг – Полмира.
Мой План не удался. Я трижды разбит. Я сослан в Кызыл-Каш бесславно, Но имя мое продолжает страшить –…..
Простите меня. Я за это казнен, Я мертв и сейчас не Воитель. Я Шел Искупителем Наших Отцов… Ищите Уроки…Ищите…
Прошло время и местечко Кызыл-Каш потомки Тохтамыша назвали Тахтамышево, в память о сильном хане, который бился за Единую нацию. В память тому, кто открыл новые торговые пути, новые дороги. Жизнь села неразрывно связана с дорогой, с дорогой, которую проложил Хан Тохтамыш - Чайный путь открыт. (Одна из моих записок посвящена женщинам моего села, об их умении принять гостей в своем доме. Свой материал я называю «Супчик Зайтуны»). Большое значение в жизни села сыграл МОСКОВСКО-СИБИРСКИЙ ТРАКТ (данный факт я пока пропущу, как и факт строительства дороги, начавшийся в 1960 году). Наказ Тохтамыша – Мистика это или неизбежный факт. Может это происки Иблиса (Иблис в исламе – дьявол, который в переводе с арабского означает «безнадежный». Он создан из огня и имеет свободную волю в отличие от ангелов (безоговорочных слуг Аллаха), свободен в своих поступках… Иблис в исламе – главный враг Аллаха. Он сбивает людей с истинного пути…) И правда, ну какой русский не любит быстрой езды. Как только въезжаешь на территорию Томской области - любой человек, в любое время года заворожен необыкновенной красотой нашей сибирской природы. Будь то зима или лето. Водители как завороженные едут автотрассе Томск-Алаево или наоборот Алаево-Томск. И невероятно большое количество водителей не смотрят на свои спидометры (100-120км.ч) –ерунда могу еще быстрее - думают многие. Мало знать правило надо знать историю своей дороги, а главное тайну, которою она хранит. Не зная законов предков, не соблюдая традиций и обычаев – не далеко и до беды.… В рекреационной зоне нашего села активно действует автодром, где молодое поколение обучается вождению автомобилем, активно изучают правило дорожного движения. Но помимо этого мы с большой охотой провели бы экскурсию «Дорога Тохтамыша – Мистика и Факты». У любителей компьютерных игр есть такое понятие как стратегическая игра на автодороге. Каждый пытается стать, ассом игры, забывая при этом, где жизнь, а где игра. Забывают, что на дорогах надо соблюдать правило дорожного движения. Многих не пугают знаки (венки) оставленные родственниками погибших. Экскурсия раскроет ТАЙНУ, о чем в 1960 году предупреждали строителей автомагистрали жители села Тахтамышево. Какие правила дорожного движения и не только дорожного - необходимо знать и соблюдать на участке дороги Томск - Тахтамышево. Сау булыгыз! - До свидания!
|