Мама

Пятница, 26.04.2024, 18:31

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Блог | Регистрация | Вход

Главная » 2013 » Январь » 2 » "Шатер Тохтамыша" (Записки Фокии)
10:59
"Шатер Тохтамыша" (Записки Фокии)
Шатер Тохтамыша
(Записки Фокии)
Зачирикали воробышки под крышею,
Стало в комнате без лампочки светло.
Просыпается от солнца Тахтамышево,
С русским говором татарское село.
Как легко дышать под соснами смолистыми!
От реки приятно веет холодком.
И сияет, словно в детстве, небо чистое
Над спокойным и улыбчивым селом.
Отдыхают у порога наши валенки –
Тропки талою водицей развело.
Мы присядет на просохшей на завалинке.
И посмотрим, как весна идет в село.
Потолкуем мы о том, как жили – выжили,
Что лежит на сердце, что уж отлегло.
Будем мы – и, значит, будет Тахтамышево,
С русским говором татарское село (А.Соловьев)

Как театр начинается с вешалки, так наше село «начинается» с указателя на трассе Томск-Новосибирск, Новосибирск-Тахтамышево (расположено в 13 километрах от города Томска).
В информационных справочниках-путиводителях г. Томска читаем - - СелоТахтомышево интересно в первую очередь тем, что большинство его жителей – потомки татар. Жители Тахтамышево рассказывают, что раньше их поселение называлось Кызыл-Каш («Красная бровка») из-за берега, круто обрывающегося к реке и сложенного красной глиной. А переименовали его после захоронения в нем головы хана Золотой Орды – Тохтамыша, прямого потомка Чингисхана. Наиболее осведомленные даже показывают «место захоронения» в районе ул. Трактовой. Я не сомневаюсь, что мои записки для многих просто - тетрадка одноклассника. Я буду искренно признательна, если мне помогут в поисках многих исторических фактов.
Записка 1 – Начну с того, что по паспорту я русская, муж татарин. Первые годы нашей совместной жизни я была приятно удивлена, с какой гордостью он произносил слова: «Я-татарин». Все мои соседи односельчане, родственники – трепетно относятся к своим обычаям, традициями. У меня появилось огромное желание как можно больше узнать о своем селе, о знаменитом хане Тохтамыше, о легендах и сказаниях связанных с этим именем. Но в первую очередь необходимо мне было понять, а, что за нация – татары. Я натолкнулась на интересную статью Константина Пензева, в ней он пишет (полная версия статьи на сайте http://kitap.net.ru/penzev/1.php) - Мне интересна Россия. Мне всё интересно в России: валенки, матрёшки, баллистические ракеты, медведи и татары. А татары мне интересны больше всего. Известная поговорка гласит: «Поскреби русского, и найдешь татарина». Вот я и решил «поскрести» русского, а точнее – великоросса.
Тартары и моголы
Читатель может сказать: «Да, предположим, основу регулярной ордынской армии составляли лица славянской национальности, но управляли армией злые монголы, низкорослые, черноволосые, раскосые и скуластые. В общем, лица монгольской национальности. И как эти расово-чуждые элементы могли связывать свою судьбу с судьбой русской нации?»
Отвечу вопросом на вопрос: причем тут форма глаза и цвет волос? История полна примеров, когда Россию предавали и продавали субъекты чисто славянских кровей. Из таких субъектов Адольф Гитлер набрал целую дивизию СС «Галичина». Да что там дивизию! Целую «Русскую освободительную армию» генерала Власова, вот дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Амет-Хан Султан был крымским татарином. Следует различать людей по их делам, не по их физиономии.
Не будет лишним напомнить, что Екатерина Великая была немкой, Сталин – грузином, что же касается «монголо-татар», то вот вам... Аксаков, Алябьев, Апраксин, Аракчеев, Арсеньев, Ахматов, Бабичев, Балашов, Баранов, Басманов, Батурин, Бекетов, Бердяев, Бибиков, Бильбасов, Зичурин, Боборыкин, Булгаков, Бунин, Бурцев, Бутурлин, Бухарин, Вельяминов, Гоголь, Годунов, Горчаков, Горшков, Державин, Епанчин, Ермолаев, Измайлов, Кантемиров, Карамазов, Карамзин, Киреевский, Корсаков, Кочубей, Кропоткин, Куракин, Курбатов, Милюков, Мичурин, Рахманинов, Салтыков, Строганов, Таганцев, Талызин, Танеев, Татищев, Тимашев, Тимирязев, Третьяков, Тургенев, Турчанинов, Тютчев, Уваров, Урусов, Ушаков, Ханыков, Чаадаев, Шаховской, Шереметев, Шишков, Юсупов – все это самые что ни на есть «татары» (Л. Н. Гумилев, «Древняя Русь и Великая степь»).
Дело еще и в том, что значительно искажает картину происходившего в XIII–XV веках наше современное представление о татарах. Сегодняшний Татарстан в те былинные времена именовался Волжской Булгарией и был государством булгар, финно-угров и других национальностей. Соответственно казанские татары есть смесь булгар, угров (потомков мадьяр) и русских. Ядром крымских татар были половцы, которые смешивались с жителями Горного Крыма. А есть еще сибирские, волго-уральские и астраханские татары.


Фокия - Томские татары - представители коренного населения области. Компактным анклавом они проживают в Томске и пригородных селениях: Черной речке, Тахтамышево, Эушта, Барабинка, Казанка и других. Томские татары составляют одну из этнических групп, входящих в более широкое этническое образование сибирских татар.
Язык томских татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков и образует томский диалект языка сибирских татар. Для него свойственны восточно-тюркские и поволжско-татарские черты.
В этническом плане томские татары сформировались из 3 тюркоязычных групп: эуштинцев, чатов и калмаков (предков телеутов). Термин «Томские татары» употреблялся первоначально лишь относительно эуштинцев и др. мелких тюркоязычных групп, населявших Притомье ещё до прихода русских.
…Кроме того, если вы посмотрите на современную историческую карту, то увидите, что непосредственными соседями монголов являлись племена татар, проживавших по Керулену. По расхожей, и весьма спорной, версии, монголы с этими татарами воевали, разгромили их, а затем использовали их в своей армии.
Естественно, покоренные татары составляли основную массу рядовых бойцов (это в том только случае, если монголы этих «татар» не вырезали). Так же естественным будет предполагать, что командные должности занимали монголы, из числа монголов комплектовались гвардейские и специальные подразделения. Т, е., возможно, термин «татары» имеет этническое происхождение и в начале своего существования обозначал определенную группу племен, соседних с монголами. Затем в процессе завоеваний и комплектования рядовой конницы рекрутами иных национальностей термин «татары» перестал носить национальную характеристику и стал обозначать просто бойцов общевойскового назначения. Преобразования этнического термина в военный известны. Так, во Франции термин «зуав» первоначально подразумевал национальность, но впоследствии употреблялся для обозначения рода войск….
…Заметьте, что внуки Чингиса воспитывались в уважении к христианской вере. Батый, кстати, был одним из внуков. Верил ли сам Чингис-хан во Христа? Некоторые источники утверждают, что Чингисхан был шаманистом. Дело не в том, какой религиозной концепции придерживался вождь Монгольской империи, а в том, что он прекрасно понимал значимость религии, христианства в частности, в жизни общества и это понимание передал своим наследникам. Из недавней истории мы помним пример товарища Сталина, который даже шаманистом не был, но представлял из себя заядлого атеиста и, тем не менее, в 1943 году остановил коммунистические гонения на православную церковь. Вынужден был остановить….
…Но опять возвратимся к монголам. «Это отметил еще Рашид-ад-Дин: „Многие роды поставляли величие и достоинство в том, что относили себя к татарам и стали известны под их именем, подобно тому, как найманы, джалаиры, онгуты, кераиты и другие племена, которые имели каждое свое определенное имя, называли себя монголами из желания перенести на себя славу последних; потомки же этих родов возомнили себя издревле носящими это имя, чего в действительности не было" (Л. Н. Гумилев, „Древняя Русь и Великая степь").
…Служить в монгольской армии было почетно и выгодно даже на рядовых должностях. Поэтому булгары и половцы, проходившие службу в рядах ордынского войска, могли взять на себя могучее имя «татары». Одни получились казанские, другие крымские. А вот найманы, кераиты, джалаиры, онгуты и некоторые другие претендовали на высшие места в иерархии Монгольской империи и соответственно именовали себя «монголами»….
…В общем случае можно обоснованно утверждать, что термин «монгол» («могол») есть политический термин, означающий сторонников Чингисхана. То есть термин «монголы», возможно, имеет этническое происхождение и в начале своего существования обозначал определенную группу племен. Затем в процессе завоеваний и территориальных присоединений руководство союзных к монголам племен стало пополнять ряды имперского руководства, и термин «монголы» стал обозначать политическую партию сторонников Чингисхана и впоследствии – Чингизидов. Подобно тому, как существовали в Византии политические партии «венеты» и «прасины», в Италии «гвельфы» и «гибеллины», в Англии «тори» и «виги». Еще один факт из родословной Чингисхана, который пригодится впоследствии, – учебник «История России» под ред. А. Н. Сахарова сообщает следующее: «В конце 50-х – начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей Есугею из племени тайчиутов (тайджиутов – К. П.) удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. В его семье родился старший сын Тэмучэн, будущий Чингисхан»….
Что же касается татар, то в Европе их называли «tartars». Данное название весьма красноречиво указывает на их совершенно инфернальное, по мнению европейцев, происхождение. «Дабы не была вечной радость смертных, дабы не пребывали долго в мирском веселии без стенаний, в тот год люд сатанинский проклятый, а именно бесчисленные полчища тартар, внезапно появился из местности своей, окруженной горами; и, пробившись сквозь монолитность недвижных камней, выйдя наподобие демонов, освобожденных из Тартара (почему и названы тартарами, будто „[выходцы] из Тартара")...» (Матфей Парижский, «Великая хроника», http://www.vostlit.info).


Несомненно, что в 1245 году монголов в Европе называли «татарами» («тартарами»). Сами же они называли себя «монголами» («моалами», согласно Рубруку). Вот что пишет В. Н. Татищев в «Истории Российской»: «Русские историки, хотя их (монголов. – К. П.) татарами именуют, но они сами оного не употребляли, а именовались монгу и монгалы, как в грамотах ханов их и князей Указано. До сих пор, как выше сказал, кроме европейских, сами татарами не зовутся. Что же крымские, астраханские и пр. татарами зовутся, то они, слыша от европейцев оное и не зная значения названия, не за поносное приемлют».
Таким образом, есть все основания полагать, что монгольские военачальники Чингизиды (как, впрочем, и все их племя) принадлежали к европеоидной расе, воспитывались в уважении к христианству и, хотя бы частично, были христианами. Термин «монголы» есть политический термин, обозначавший сторонников Чингисхана и Чингизидов. Термин «татары» впоследствии стал обозначать просто рядовых бойцов монгольской армии. Возможно также, изначально он употреблялся европейцами по отношению к войскам Батыя в 1241–1242 годах и имел оскорбительный смысл «выходцы из преисподней».
Вот как считает современный исследователь М. Закиев: «Этноним татар не идет непосредственно от этих центральноазиатских татар. Он распространился сначала в Западной и Восточной Европе как политический и географический термин для обозначения всех восточных народов, лишь позднее его стали применять для обозначения всех мусульманских тюрков, и только в XIX в. этноним татар был принят как самоназвание булгаро-тюрков-мусульман волго-камского региона» (М. Закиев, «Татары: Проблемы истории и языка», Казань, 1995)….
…Казалось бы – вот они, монголы! И язык их монгольский. Все бы ничего, но ойраты (калмыки) пришли в Россию в конце XVI – начале XVII века. То есть переселялись постепенно, а не «все вдруг». А «монгольское нашествие» случилось в первой половине XIII века.
Рассмотрим других кандидатов в «супостаты» из числа «татар». «Булгары Волжско-Камские (волжско-камские болгары), тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VII веке, затем переселились в Среднее Поволжье. В X–XIV веках основное население Булгарии Волжско-Камской. Их потомки – чуваши, казанские татары» (БЭКМ).
Булгарию «татаро-монголы» разорили.
А что же другие «татары», крымские? Крымские татары имеют в своей этнической основе половцев.
Кто такие половцы? «Половцы (кипчаки), тюркоязычный народ, в XI в. – в южнорусских степях. Кочевое скотоводство, ремесла. Совершали набеги на Русь в 1055 – нач. XIII в. Наиболее опасными были нападения в кон. XI в. Прекратились после поражений от русских князей в 1103–1116. Возобновились во 2-й пол. XII в. Разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII в. (часть перешла в Венгрию)» (БЭКМ).
И этих самых половцев-кипчаков тоже «монголо-татары» разгромили….
…Следует отметить, что и кипчаки и булгары говорили на «тюрки». А что такое «тюрки»? «Тюрки, общее название региональных литературных тюркских языков XVII–XIX ее.: среднеазиатского, восточно-огузского, поволжского и северокавказского. Оказали влияние на формирование современных тюркских литературных языков….
…Если мы имеем в виду монголов, вернее современных халха-монголов, проживающих в Монголии, то говорят они на монгольском языке. Предположим теперь, что монголы завоевали Русь и установили соответствующие имперские порядки и устройство. Соответственно в русский язык должно было прийти множество новых терминов. Монгольских терминов. Например, термин «таможня». Вопрос – откуда в русском языке появилось слово «таможня»? Термин «таможня», равно как и другие термины, а именно: атаман, караул, колчан, есаул, бунчук, облава, булат, нагайка, базар, магазин, товар, алтын, безмен, амбар, аршин, булат, кирпич, фитиль, телега, ковер, тюфяк, диван, утюг, карандаш, колбаса, кафтан, халат, шуба, тулуп, сарафан, армяк, башлык (около 250 слов) пришли из тюркского, а не из монгольского языка (М. Фасмер, «Этимологический словарь русского языка»).
Слово «хан» также тюркского происхождения, а вот «нойон» – монгольского. Под словом «хан» следует понимать, прежде всего, воинского начальника, поскольку ханы выбирались на общевойсковом собрании. «... Хана провозглашало войско. Это не были выборы в смысле демократии XX в.; парламентаризм и коррупция не нашли бы места в военной ставке и окружавших ее аилах. Обычно ханом становился потомок хана, но власть он получал лишь тогда, когда воины поднимали его на войлочной кошме и кликами выражали согласие подчиняться ему во время войны. А в мирное время господствовал обычай, которому покорялся сам хан, как и любой пастух, если он хотел сохранить голову на плечах» (Л. Н. Гумилев, «В поисках вымышленного царства»).
Вы можете сказать: «Да какая разница! Тюркский или монгольский, один черт, все басурманские языки, в общем, завоеванные мы, сироты». Но я хочу спросить: а наличие в современном русском языке слова «компьютер» говорит о завоевании нас англосаксами?


Тюрки – это понятие исключительно лингвистическое и к расовым и этническим особенностям никакого отношения не имеет. Тюрки – это интернациональный язык, вроде нынешнего испанского или английского. Да, за тюркским языком стояло какое – то племя в очень глубокой древности, однако судьба его, мягко говоря, не сложилась. А язык остался. «„Тюркский язык распространился как международный и общеупотребительный лишь в XI в. благодаря половцам, причем вытеснил из степи древнерусский, господствовавший в X–XI ее. До этого этносы говорили дома на своих языках, которые до нас не дошли, а кроме того, знали древнетюркский язык воинского начальства" (Л. Н. Гумилев, „Древняя Русь и Великая степь").
Рассмотрим слово тюркского происхождения «карандаш». Кара – черный, даш – камень. Карандаш – пишущий стержень в деревянной или металлической оправе – известен с XII века. Так, может, это монголы к нам письменность завезли? Нет, мы знаем, что русская письменность была и до них. Термин «таможня» происходит от слова «тамга» (тюрк.), а тамга есть клеймо на шкуре скотины или на вещах.
То, что тюркский язык имел интернациональный характер, определяет его широкое распространение в сфере торговли и военной сфере. Раньше говорили «хан», сейчас говорят «генерал». «Генерал» тоже слово нерусское. С кем общаемся, от того и заимствуем. Нас же историки хотят убедить, что мы были завоеваны монголами, поскольку нами правили ханы. Очевидно, и сейчас мы кем – то завоеваны, поскольку нами управляет президент.
Фокия – Изначально мне необходимо было понять, что это за нация – татары. Для себя мне все сейчас ясно и понятно. Но возник еще более не маловажный вопрос. В чем была необходимость переименовывать поселение Кызыл-Каш в Тахтамышево. Понятное дело, что в честь хана Тохтамыша. Но я столкнулась с такими противоречивыми историческими фактами. И в самом начале своих поисков я была крайне разочарована в данном историческом персонаже. На сегодняшний день у меня другое мнение.
Но это уже другая записка. «Хәерле очрашуларга кадәр.!» - (До новых встреч!)
Прикрепления: Картинка 1
Категория: Записки Фокии | Просмотров: 1532 | Добавил: Fokij | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Жаниль  
0
Люблю Очень Свою Деревню:)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Родной край [55]
Записки Фокии [2]

Поиск

Календарь

«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 348

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Моя кнопка

Мама

В закладки


Погода