Мама

Четверг, 02.05.2024, 04:02

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Блог | Регистрация | Вход

Главная » 2010 » Декабрь » 1 » Томские селения — хранители сказан
22:18
Томские селения — хранители сказан
Гораздо старше Томска село Эушта. В 1603 году хозяин этой земли, князь Тоян, призвал царя Бориса основать крепость на Томи. Татары строили крепость наравне с казаками. Более того, «татарские головы» активно привлекались для управления Томским острогом, служили толмачами, вели торговлю. В благодарность за службу царь запретил брать с татарских племен ясак, они лишь отбывали ямскую повинность — перевозили грузы в Тобольск и обратно. А в середине XVIII века специальным государственным указом была учреждена самостоятельная Эуштинская волость, куда вошли сел и прилегающие к нему юрты. Нынешняя Эушта интересна тем, что сохранила национальный колорит и традиции. 
В междуречье реки Черной и Томи, рядом с трассой на Новосибирск расположено старое татарское село Тахтамышево. Село интересно в первую очередь тем, что большинство его жителей — потомки татар. Жители Тахтамышева рассказывают, что раньше их поселение называлось Кызыл-Каш, то есть «Красная бровка», из-за берега круто обрывающегося к реке и сложенного красной глиной. А переименовали его после захоронения в нем головы хана Золотой Орды — Тохтамыша, прямого потомка Чингисхана
Тохтамыш был человеком умным, сильным и прозорливым, но не был лишен честолюбия. Когда его друг — темник и эмир Средней Азии Тимур (Тамерлан) захватил часть наследственных земель, они стали злейшими врагами. В 1385 году хан двинул 100-тысячную армию на Тебриз, на эмира, но был разбит наголову и бежал в Поволжье. Тохтамыш не смирился с поражением. Собрав все мужское население Сибири, степей и Поволжья, двинул его на Северный Кавказ против Тимура. В 1935 году на Тереке близ современного Грозного произошла страшная сеча. И опять побежденный хан бежал без воинов в Ногайские степи. Преследуя его, армия Тамерлана прошла мечом и огнем по Поволжью, сровняла с землей столицу Сарай, Хаджитархан (Астрахань), многие города Поволжья. Наступление холодов и восстание народов Закавказья заставили эмира повернуть назад. Таким образом, Тохтамыш был отстранен от власти, долго кочевал по Ногайской степи, а затем бежал к литовскому князю Витовту. В 1399 году объединенная армия польско-литовских и русских князей, поддержанная ханом Тохтамышем, потерпела поражение на Ворскле от нового хана Золотой Орды Тимур-Кутлуга. 
Тохтамыш удалился в Сибирь и стал наместником в Искере (Кашлыке). Но и здесь мечта вернуть трон не покидала его. Местные князья, отстранив Тохтамыша от власти, сослали его в удельное княжество эуштинцев, село Кызыл-Каш. Эмир Едегей, военачальник Золотой Орды (регент Шедибек-хана), зная неукротимый характер Тохтамыша, решил избавиться от него. В 1404 году (по другим данным, в 1407 году) он послал своего сына Нурданбека, приказав убить злейшего врага. Поединок состоялся на лугу перед селом, около озера Куль. Сраженный хан упал с лошади и был обезглавлен. Похоронили его по мусульманскому обычаю, как воина, в доспехах, под огромной лиственницей. 
На правом обрывистом берегу Оби, неподалеку от впадения в нее реки Кеть, расположен один из промышленных, транспортных и культурных центров Томского Севера, город Колпашево. Поселение было основано в 1670 году служилыми людьми Колпашниковыми. Его история неразрывно связана с великой водной дорогой на восток, проходившей по Оби и Кети. В XVII—XVIII веках по этой дороге пролегали маршруты посольств русских царей в Китай, маршруты знаменитых камчатских экспедиций, возглавляемых В. Берингом и А. Чириковым. По реке Кеть продвигались и русские поселенцы, осваивавшие новые земли. В начале ХХ века Колпашево превратилось в одну из крупнейших колоний политической ссылки. Сюда водворялись представители различных политических партий. Традиции политической ссылки продолжились в 1920—30—е годы, когда в Колпашево ссылали «врагов советской власти». Известный поэт Н. А. Клюев, отбывавший здесь в 1934 году ссылку, написал: «Поселок Колпашево — это бугор глины, усеянный почерневшими от бед и невзгод избами, дотуга набитыми ссыльными». Печальную известность приобрел Колпашевский Яр — место захоронения расстрелянных органами НКВД жертв сталинских репрессий. 
Колпашевский краеведческий музей, по богатству коллекций, широте тематики — лучший из районных музеев области. В нем чрезвычайно ценные в научном плане археологичсекие и этнографические коллекции, в том числе культовый амбарчик селькупов, привезенный в 1940 году с реки Лымбельки (приток Тыма), — уникальное свидетельство селькупской культуры, не имеющее аналогов в других музеях. Большая ценность — серебряная вставка в блюдо с изображением парфянского царя Гортаза. Она изготовлена в I веке н.э. и найдена при раскопке селькупского городища. Отдельный зал посвящен теме «Политическая ссылка в Томский край начала ХХ века». Многие вещи, принадлежавшие ссыльным, сделаны их руками: мебель, выточенные из кости шахматы и пр. В разделе о довоенной истории края помещены материалы Колпашевского Яра: расстрельные списки, оружие, найденное на месте массовых захоронений. 

Аборигены Томской земли
Основное аборигенное население Томской области — селькупы. Это прямые потомки кулайской культуры, существовавшей в Среднем Приобье в V веке до н.э.— V в. н. э. Раньше селькупы вели полуоседлый образ жизни, а ныне осели в деревнях и поселках. Те, кто еще ведет традиционный образ жизни, добывают в Оби рыбу ценных пород. Раньше рыбу ловили и сетями, и ловушками (котцами, мордушками, самоловами, лучением). В определенных местах в устьях притоков ежегодно устраивали весенние запоры из кольев. Селькупы, жившие вдали от Оби, в основном охотились. Их основными средствами передвижения были долбленая лодка, зимой — лыжи, подбитые мехом (лосиным камусом или шкурой выдры). 
Сейчас лук и стрелы вытеснило ружье, а ловушки заменены на капканы промышленного производства. Под влиянием русских у селькупов развилось домашнее животноводство и огородничество. И все же до сих пор основу питания селькупов составляет рыба. В пищу также идет мясо лося и боровой дичи. Селькупская кухня включает в себя, например, чапсы — рыбу, зажаренную на костре на палочках-вертелах, — «остяцкие шашлыки». Окуньки, подъязки, щучки, чебаки — любую мелочь насаживают на тальниковые прутья, солят и устанавливают над огнем, втыкая в землю. Рыбу предварительно потрошат, если надо, режут на куски. Чешую с окуня и щуки не снимают. Русские охотники и рыбаки готовят это блюдо как лакомство или забаву. Или, например, чушь — свежепросоленная рыба. Свежевыловленную рыбу, в основном осетровых пород, режут кусочками и слегка присаливают. Едят через 1,5—2 часа, впрочем, остяки едят сразу же. Строганина — совершенно необычного приготовления рыба. Это замороженная рыба благородных пород (осетр или стерлядь), нарезанная стружкой. Отрезанный мороженый ломтик обмакивают в соль, перец и едят обычно на охоте или рыбалке. 

Территория Томской области — родная земля не только для селькупов, но и для хантов, эвенков, татар и чулымцев. Жизнь коренного населения Сибири всегда была связана с кедровыми лесами. На юге Томской области, в наиболее населенной и освоенной ее части, они представлены в основном припоселковыми кедровниками. Припоселковые парковые кедрачи формировались на землях сельских общин, начиная с XVII века. Крестьяне охраняли «присельные кедровники», как их раньше называли, от пожаров, вырубали в них другие породы, выставляя кедр «на простор» для лучшего плодоношения. За свои полезные свойства кедр у местных народов заслужил много ярких эпитетов. Сосну сибирскую называют кедровым великаном, заветным деревом, царем тайги, патриархом сибирских лесов, хлебным деревом тайги, сибирским чудо-деревом. Вряд ли можно найти еще такое дерево, которое имело бы столько положительных свойств. В нем поражает все. Зимостойкость и долговечность, декоративность и фитонцидные свойства, живительное значение смолы, антицинготные свойства хвои, целебные и питательные семян (орешков). Это не дерево, а природный фармацевт. В нем все может использоваться для нужд человека: хвоя, смола, древесина, а тем более орехи, содержащие в своем составе биологически активные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности человеческого организма.

http://www.bigcountry.ru/page1.php?idm=94


Традиции на Руси
Категория: Родной край | Просмотров: 1528 | Добавил: Зоська | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Родной край [55]
Записки Фокии [2]

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 348

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Моя кнопка

Мама

В закладки


Погода