Томские татары - представители коренного населения области. Компактным анклавом они проживают в Томске и пригородных селениях: Черной речке, Тахтамышево, Эушта, Барабинка, Казанка и других. Томские татары составляют одну из этнических групп, входящих в более широкое этническое образование сибирских татар. Язык томских татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков и образует томский диалект языка сибирских татар. Для него свойственны восточно-тюркские и поволжско-татарские черты. В этническом плане томские татары сформировались из 3 тюркоязычных групп: эуштинцев, чатов и калмаков (предков телеутов). Термин «Томские татары» употреблялся первоначально лишь относительно эуштинцев и др. мелких тюркоязычных групп, населявших Притомье ещё до прихода русских. Эуштинские татары - бывшие подданные князя Тояна, принявшего в 1604 русское подданство. В этом же году недалеко от «родового гнезда князя Тояна» был заложен г. Томск. Чаты подкочевали в бассейн р. Томи позднее, во второй половине XVII в., в период русской колонизации. В это же время вблизи Томска осела северная группа «белых калмыков», принявшая в 1662 русское подданство. На протяжении XVII - XIX вв. чаты, калмаки и эуштинцы поддерживали между собой тесные хозяйственно-культурные связи, что вело к их консолидации в особую этническую группу. Однако к началу ХХ в. этот процесс не получил полного завершения. В состав томско-татарского населения в разное время входили бухарцы-узбеки, телеуты, казанские татары, мишари. У томских татар издавна существовал интегрированный культурно-хозяйственный тип рыболовов, охотников, скотоводов и земледельцев. В связи с обилием добываемой рыбы: щуки, хариуса, линя, налима, муксуна, нельмы, осетра, стерляди и др. - рыболовство было прибыльным занятием. Большую часть рыбы продавали зимой в замороженном виде, а летом перевозили в живом виде в специально оборудованных для этого больших лодках с решётками (эуштини). Охота поставляла мясо и пушнину, главными орудиями служили лук и стрелы, употреблялись различные ловушки. Земледелие до прихода русских носило примитивный мотыжный характер; в хозяйстве калмаков оно играло главную роль, у чатов было развито слабо, а у эуштинцев отсутствовало совсем. В начале ХХ века, в связи с бурным экономическим развитием южных районов Западной Сибири, в хозяйстве томских татар произошла существенная перемена: снизилось значение охоты и рыболовства, и начали преобладать промыслы (извозно-ямщицкий, лесодровяной, сенозаготовительный). Часть томских татар занялась торговлей. Большинство из них продавало продукты охоты, рыболовства, сельского хозяйства, а также изделия домашних ремесёл и промыслов: рыбу, живой скот, молоко, конский волос, войлок, мочало, дрова, верёвки, сено, лыжи, корыта и др. Татарские и бухарские купцы продавали и привозные изделия: ковры, ткани, чай, фрукты, средства передвижения и др. Поселения томских татар располагались по берегам рек, вокруг озёр, в долинах. Позднее появились притрактовые поселения. В прошлом характерной была свободная застройка с отсутствием улиц и наличием «закоулков». У эуштинцев и калмаков в сер. XIX в. самые крупные поселения, например Эуштинские юрты, насчитывали немногим более 20 дворов. Более многочисленными были деревни чатов, состоящие из 20 - 30 дворов. У эуштинцев поселения назывались «юртами», в соответствии с чем в документах XVII в. эти татары назывались «юртовскими». У чатов поселения именовались аулами, а у калмаков - улусами и аймаками. Некоторые селения наряду с официальными имели свои татарские названия: Чёрная речка - Абытай, Тахтамышево - Кызыл каш и др. Основным видом жилого дома была изба (ий). К более ранним типам жилищ относятся землянки, полуземлянки, мазанки. Бревенчатые постройки были как срубленными в угол, так и каркасными с самонесущей стеной из брёвен и забранными в пазы столбами. Традиционное внутреннее устройство жилища включало в себя нары, «горки» перин, почётное место для гостей, хозяина (тöр). Функционально внутреннее пространство делилось на мужскую и женскую половины. Хозяйственные постройки: амбары, сараи, стайки для скота - оран, бани, летние кухни - располагались свободно, без связи с домом и друг с другом. У чатов и эуштинцев встречались усадьбы с прилегающими к дому постройками, крытые дворы; иногда усадьба разделялась на передний и задний дворы. Основные пищевые продукты томских татар давали охота и рыболовство, дополненные скотоводством. Довольно значительной была роль дикоросов: трав, ягод, кедрового ореха. Под воздействием русской культуры возросла роль хлебных продуктов, изменился состав мясных: существенным дополнением к конине стали говядина и баранина. Традиционная кухня характеризуется преобладанием мясомолочных блюд. Из молочных продуктов были и распространены сливки (каймак), масло (май), творог (эремцек, эцегей), сыр (курт); из молока готовили и своеобразный напиток айран. Мясо употребляют в варёном виде, вялят, владеют искусством приготовления колбас (казы) из конского мяса. Основной формой семьи у томских татар в XVIII - XIX вв. являлась малая семья, насчитывавшая в среднем 5 - 6 чел. Вся полнота власти сосредоточивалась у главы семьи, обычно им был старший мужчина - дед, отец, брат. Он определял внутренний распорядок жизни, имел решающее слово при выборе невесты или жениха и т.д. Положение женщин в семье было приниженным, что проявлялось в отсутствии права выбора жениха, в выдаче замуж несовершеннолетних, в многожёнстве, в меньшей доле при разделе имущества, в запрете ходить с открытым лицом на улице и др. Большая часть томских татар принадлежит к мусульманской конфессии суннитского толка. Догматы ислама включают в себя идеи единого и всемогущего бога Аллаха и его пророка Магомеда, ада и рая как вместилищ человеческой души после смерти, Страшного Суда и др.; регламентируют обрядовую жизнь верующих: пост в месяце рамазан и др. Традиционное мировоззрение народа содержит в себе и черты более ранних религиозных форм, в том числе и самых архаичных, связанных с почитанием предметов, животных, природных явлений. Особое отношение существовало к огню, с ним связано множество запретов. До недавнего времени наблюдалось поклонение духам в образе деревянного идола (курцак), прибиваемого к крышам домов; кукол кормили, поили, одевали. Существовали и служители шаманского культа - шаманы (кам). Традиционное искусство представлено развитыми формами фольклора, песенного творчества, орнаментального искусства. В конце XX в. наблюдается высокая степень активности томских татар, связанная со стремлением к самоорганизации и общению на этнической культурной основе. В конце 1980-х в ряде мест компактного проживания татар начались занятия по родному языку. В 1990 созданы первые культурные общества, а в 1993 году создан Областной центр татарской культуры. Eлена Сафиуллина
|