Мама

Четверг, 25.04.2024, 19:52

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Книги, фильмы о семье и детях | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Рассказы о семейной жизни » Слёзы матери

СЛЕЗЫ МАТЕРИ - 2
Кто из вас, христиане, не жаждет счастья своим детям, не чувствует за собой ответственной обязанности воспитать их так, чтобы и они были истинно счастливы, и кто покоен сердцем своим за их участь? Нам дан яркий пример и указан добрый путь к такому воспитанию. Поведем и мы к Господу Богу своих деток, подражая по мере сил своих Богоматери и христианам первых веков, которые не только заботились сами приблизиться к Царствию Божию, но и все усилия употребляли, чтобы и детей своих соделать достойными сынами его. К этому было направлено все образование и воспитание, какое они старались им дать. Прежде всего древние христиане старались напечатлеть в детском уме живое понятие об Иисусе Христе. Имя Спасителя дети впивали, так сказать, еще с материнским молоком. Потому в самых юных летах они безтрепетно исповедовали это святое имя перед мучителями. Одного христианского мальчика спрашивали: «Откуда узнал ты христианское учение о Едином Боге?» Он отвечал: «Мать моя научила меня, а она узнала от Бога; Святой Дух наставил ее на сию истину для того, чтобы она внушала ее мне в моей колыбели; когда я питался молоком своей матери, тогда я и научился веровать во Христа».
И в Житии святого мученика Романа и отрока Варула, как бы в подтверждение этого, рассказывается следующее. Когда святой мученик Роман терпел от игемона муки за Христа, то неподалеку от места его страданий стоял христианский отрок Варул со своей матерью. Увидев его, Роман сказал мучителю: «Вот этот отрок мал, а ты стар, и все-таки он умнее тебя, потому что знает Истинного Бога, ты же -нет». Услышав это, игемон подозвал к себе Варула и спросил: «Какого Бога ты чтишь?» — «Христа чту», - отвечал отрок. «А что лучше, -спросил мучитель, - одного Бога почитать или многих?» Варул сказал: «Лучше почитать одного Бога Иисуса Христа». — «А чем лучше, - продолжал мучитель, - Христос наших богов?» -«Тем, — отвечал отрок, — что Он создал всех нас, а ваши боги не создали ничего».
Посрамленный игемон приказал после этого наказать Варула розгами без милости. Отрок без ропота принял приговор и лег под розги, но, когда ему было дано несколько жестоких ударов, он изнемог и стал просить пить. Наказание было остановлено, мать взяла Варула на руки, а мучитель приговорил отсечь ему голову. Зная, что мучитель безчеловечен и никогда ни в каком случае решения своего не отменит, благочестивая мать сама понесла своего сына к месту казни и дорогой говорила ему: «Не бойся, сын мой, не бойся, сладкое чадо мое! Не страшись смерти, ибо ты не умрешь, но жив будешь вовеки! Не ужасайся, цвет мой, ибо тотчас в райские сады будешь принесен! Не бойся меча, ибо, будучи усеченным, сейчас же пойдешь ко Христу и узришь славу Его, и Он примет тебя и обымет любезно, будешь жить с Ним в радости неизреченной и будешь ликовать с Его святыми Ангелами». После этого последовала казнь; мать омыла тело сына-мученика слезами, благодаря Бога за то, что Он сподобил ее сына мученического венца, и погребла честное тело святого страдальца.
После этого примера вы, конечно, согласитесь, братия, что религиозное воспитание детей далеко не одинаково у христиан нынешних и христиан первенствующих. Древние христиане вместе с понятием об Искупителе внушали своим детям и Его высокое учение о Таинствах веры и правилах богоугодной жизни, как-то: о Едином Боге, вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу; говорили об обязанностях детей подражать Господу в смирении, иметь страх Божий, почитать родителей и старших; говорили о терпении, прощении обид и незлобии, скромности, стыдливости, покорности, молчаливости, благотворительности, сострадании и целомудрии. Некоторые из христиан все умственное образование детей ограничивали одним словом Божиим, воспрещая знакомство с учениями язычников; другие, напротив, не боялись вводить в круг образования христианского юношества некоторые книги и науки, изучаемые в языческих школах.
Глубокие и обширные познания некоторых отцов Церкви в философии, истории, естественных и других науках, равным образом их беседы с юношами о предметах ученых показывают, что и сами они не были чужды, и детей не хотели отчуждать от учености, лишь бы она не сопровождалась вредом для веры и христианского благочестия. Поэтому во многих училищах и семействах детям позволяли учиться поэзии, музыке, философии, языкам, гражданским и другим полезным наукам. Василий Великий даже советовал юношам знакомиться с сочинениями поэтов, историков, ораторов и вообще читать те сочинения языческих писателей, из которых можно извлечь какую-нибудь пользу и назидание для души.
Впрочем, все светские и житейские науки были уже предметами второстепенными, а главным и первым предметом образования было христианское учение. Того почитали несчастным, кто знает все и не знает Бога, того блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого. Как же древние христиане учили детей? Когда наступало время учить детей грамоте, им давали для чтения Библию. Сажая за письмо, им давали для руководства прописи, состоящие из изречений Священного Писания. Когда после сего доходила очередь до устного катехизического изучения догматов веры и обязанностей христианина, в руководство по сему предмету опять давали детям Священное Писание, задавая из него уроки для заучивания на память. Детская душа, начавшая свое развитие с изучения слова Божия, скоро свыкалась с благочестивым занятием, находила в нем для себя высокое наслаждение и предпочитала его другим занятиям и удовольствиям. Блаженный Иероним рассказывает об одном христианском муже, что в детстве своем он никогда не садился за стол, не прочитав наперед какого-нибудь отрывка из Библии, никогда не ложился спать прежде, нежели кто-нибудь из окружающих его прочтет ему из нее какое-либо место. То же делал он и поутру: едва окончит свою молитву, тотчас принимается за чтение Библии.
И плодом такого воспитания было то, что дети древних христиан настолько любили Христа и были сильны и могучи верой, что безбоязненно исповедовали Христа Богом и неустрашимо шли на смерть, и родители, видя это, радовались. Так в Житии святого мученика Маврикия пишется: «Когда сын его, юноша Фотин, за исповедание имени Христова был предан мукам и затем усечен мечом на глазах отца, тогда святой Маврикий радости и веселия исполнился, будучи убежден, что сын его венца мученического сподобился».
Остановимся, братия, на этом кратком сказании и поразмыслим о нем. Что из него видно? Видно, что Маврикий по-христиански воспитал своего сына, если его сын так возлюбил Христа, что претерпел за Него страшные мучения; видно, конечно, и то, что Маврикий при воспитании сына подлинно ни о чем столько не заботился, как о том, чтобы утвердить сына в крепкой вере в Бога, несомненной надежде на Него и в пламенной любви к Нему, чтобы его сын мужественно принял за Господа и саму смерть. Да, все это из сказания видно. Хорошо ли поступают теперь те родители, которые отлагают спасительные внушения веры до известного времени, дожидаясь, когда в сердцах их детей явится добровольное религиозное желание. Но увы! Эти несчастные родители, часто сами не имея в душах своих религиозного
чувства, забывают, что терние быстрее вырастает и заглушает собой доброе семя. Посему дитя, не наученное вере в младенчестве, грубеет в неверии и часто остается таковым на всю жизнь, часто таковым переходит и в вечность. Ужасно состояние таковой души в загробном мире! Древние христиане предвидели сатанинскую хитрость и опытом знали, что если в сердце ребенка не будет вложено чувство благочестия в младенческом возрасте, то дитя так и останется маловером или совсем невером. Посему христиане первых веков ни о чем так не заботились, как о насаждении веры в сердцах своих детей с молоком матери. Ввиду сего Священное Писание для христианских детей древних времен было первой учебной книгой, так что церковные писатели, говоря о христианских училищах, называют их училищами Священного Писания, упражнением в Божественных Писаниях, а каждый дом и семейство христиан — церковью. «Если вы хотите, — говорили учители Церкви родителям, - чтобы ваши дети слушались вас, то приучайте их к слову Божию. Душа, предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться и слушать и говорить только то, что возбуждает и поддерживает страх Божий». После Божественных книг отцы и учители Церкви советовали родителям давать детям для чтения сочинения святых отцов.
Так, усердно изучая Священное Писание, дети древних христиан научались и непрестанной молитве; как родители, так и дети каждое дело начинали и оканчивали молитвой. Ум их был всегда обращен к Богу, и уста их были исполнены молитвой Иисусовой. Воспитывая своих детей в вере и благочестии, первенствующие христиане тщательно охраняли детей от всего, что могло возбудить в них нецеломудренные мысли и движения. Так, они ни под каким видом не позволяли детям присутствовать на свадебных пиршествах, общественных зрелищах и играх; скрывали от них соблазнительные сочинения языческих стихотворцев, трагедии, комедии, оперы и тому подобное; предохраняли от знакомства со -светскими песнями и сладострастной музыкой; удаляли от сообщества с лицами другого пола, людьми зазорного поведения. В отношении тела приучали детей к скромности в одежде и других внешних украшениях, к умеренности, воздержанию и простоте в пище и питии. Оградив детское сердце от всех внешних и внутренних соблазнов, благочестивые воспитатели в то же время употребляли и средства, которые прямо служили к насаждению и укоренению в них христианского благочестия.
Преподобный Анастасий, игумен горы Синайской, сам воспитанный в благочестии, говорит про воспитание христианами их детей в то время так: «Мы, отроки, воспитаны были так, что еще от младых ногтей познали Бога. Когда Он приходил в мир, то видевшие Его во плоти считали Его лишь за пророка. Мы же, отроки, хотя телесными очами и не видели Его, но уже научены были познать в Нем Бога и исповедовать Его как сияние Славы Отчей. Мы воспитаны были так, что, будучи отроками, слушали Евангелие с таким благоговением, что как бы слышали Самого Христа, в нем говорящего к нам. Мы воспитаны были так, что когда приступали к Святому Причастию, то, и будучи отроками, глубоко уже веровали, что с Телом и Кровью Христа мы принимаем в себя и Самого Господа. Мы, наконец, воспитаны были так, что, взирая на изображение Христа на иконе, в то же время умом как бы видели Его, с небес к нам сходящего и на нас призирающего, и благоговейно припадали к иконам, и поклонялись им».
Воистину благочестие есть драгоценный, вечный, небесный дар. Знали это древние христиане, посему и благочестие у них было одним из первых средств к утверждению в них навыка к христианским добродетелям. Мы видим: их дети везде и во всякое время участвовали в благочестивых действиях своих родителей. Совершалась ли домашняя молитва всеми членами семейства - в ней участвовали и дети во все , часы дня и ночи, назначаемые для славословия Бога; собирались ли верующие в храм Божий на общую молитву в известные дни недели и часы дня - они непременно брали с собой и детей, приобщали их Святых Даров. Не только заставляли их участвовать при общих молитвах и славословии, но приучали их петь некоторые молитвы самих при всеобщем молчании верующих. Церковь в этом случае была истинным училищем всех христианских добродетелей и обязанностей как по отношению к Богу, так и по отношению к ближним, ибо в молитвах дети со всем обществом верующих не только славили Бога и воздавали Ему должное поклонение, но и молились в то же время о своих ближних, верующих, неверных и готовящихся вступить в общество верующих, прося им у Бога всех лучших благ, даруемых человеку благодатью Божией через веру. И дети, получившие такое истинное высокохристианское образование и навыкшие христианским добродетелям, по чистоте сердечной настолько преуспевали в благочестии, что, будучи еще в отроческом возрасте, сподоблялись великих Божиих благодеяний и явлений небесных.
Так, однажды некоторой благочестивой и праведной отроковице Музе в сонном видении явилась Пресвятая Богородица, окруженная множеством отроковиц. Сердце дитяти исполнилось неизреченной радости при таком видении. «О, как бы весело было жить с такими подругами под покровом Матери Божией!» — думала блаженная Муза. И вот Матерь Божия вопрошает ее: «Хочешь ли жить с отроковицами, которых видишь со Мною?» Муза отвечала, что очень желает жить с ними и готова сию минуту следовать за Матерью Господа. Тогда Матерь Божия обещала прийти к ней через тридцать дней, чтобы взять ее с Собой, а между тем заповедала ей воздержаться в это время от всех детских забав, не смеяться и ничего худого не делать. После сего видения Муза проснулась и с того часа уже ничего детского
не обнаруживала в себе. Внезапная перемена в характере дитяти не могла сокрыться от внимания родителей, и на заботливый вопрос их, отчего она так переменилась, Муза рассказала то, что видела во сне и какую получила заповедь от Матери Божией. Это объяснение родители приняли с верой и ожидали события с преданностью воле Божией. Через двадцать пять дней Муза внезапно заболела, и в тридцатый день, когда Матерь Божия обещала прийти за ней, больная с сияющим радостью лицом обратилась к невидимой для других Посетительнице и, тихим голосом сказав: «Се, гряду, Госпоже, се, гряду!» — предала дух свой Матери Божией.
Вот, други мои, какое великое благодеяние, какую милость Божию стяжала сия отроковица своей благочестивой, чистой, целомудренной, смиренной и кроткой, хотя и непродолжительной, жизнью.
Кто же был примером благочестивой жизни для этой святой отроковицы? Несомненно, родители и прежде всего мать. Первенствующие христиане сознавали, что пример благочестивой матери особенно силен. Кто испытывал истинную материнскую заботливость, тот не может без сердечного умиления слышать слова, обращенные одним благочестивым учителем к своей матери, уже перешедшей в страну вечности: «Благодарю тебя, любезнейшая мать! Я вечно останусь твоим должником. Когда замечал я твой взор, твои телодвижения, твое хождение пред Богом, твои страдания, твое молчание, твои дары, твои труды, твою благословляющую руку твою тихую, постоянную молитву, тогда с самых ранних лет каждый раз как бы вновь возрождалась во мне жизнь духа — чувство благочестия, и этого чувства не могли после истребить никакие понятия, никакие сомнения, никакие обольщения, никакие вредные примеры, никакие страдания, никакие грехи. Еще живет во мне эта жизнь духа, хотя уже протекло более сорока лет, как ты оставила временную жизнь».
Вот, други мои, в чем заключается истинное вечное счастье детей — это в неветшаемом сокровище - благочестии родителей, особенно оно драгоценно в матери. Благочестивая мать своим высоким христианским примером благочестия открывает для своих детей двери в Царство Небесное и к вечной радости. О матери! Каким вы обладаете сокровищем, сумейте же это сокровище разумно передать своим чадам. Родители! Вот перед вами пример воспитания детей древними христианами. Как они воспитаны? Как видите, от младых ногтей их, по выражению преподобного Анастасия, им уже были внушены родителями и основные понятия о Боге, и крепкая вера в Него, и пламенная любовь к Нему. Почему бы вам так не воспитывать своих детей? Скажете: домашние занятия мешают. А я скажу: «Не забывайте, что ведь все ваши домашние занятия и заботы останутся по сию сторону гроба, а религиозные познания, которые вы внушаете детям, к величайшей их пользе, останутся с ними и в жизни будущей. Поэтому домашним занятиям оставьте место второе, а религиозному воспитанию -первое и воспитывайте, по слову апостола, чад своих в наказании и учении Господни (Еф. 6, 4). Вот когда так будете воспитывать, то и можете надеяться, что дети ваши, как утвержденные вами в вере и благочестии, подобно дереву, посаженному на твердой земле, устоят в продолжение всей своей жизни на пути благочестия и добродетели и послужат опорой в свое время и величайшим утешением для вас самих!» Аминь.
Беседа на Введение во храм Пресвятой Богородицы. -Архимандрит Кронид (Любимов). Беседы и проповеди. Т. 1,2. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.

СЛЕЗЫ МАТЕРИ - 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10 , 11 , 12 , 13 , 14 , 15 , 16 , 17 , 18 , 19 , 20 .
Категория: Слёзы матери | Добавил: Зоська (22.03.2011)
Просмотров: 1437 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 348

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Моя кнопка

Мама

В закладки


Погода