Мама

Понедельник, 29.04.2024, 18:55

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Блог | Регистрация | Вход

Главная » 2010 » Август » 2 » Томские храмы
08:57
Томские храмы
По благословению епископа Томского и Асиновского Ростислава
400-летию г. Томска посвящается

Томские храмы: ниточка сквозь века
Автор проекта: Ольга Волк
Ответственный редактор: иерей Михаил Фаст,
кандидат богословских наук , фото церквей г.Томска в комментариях.

Так уж сложилось на Руси, что строительство любого города начиналось со строительства церкви. И уже под покровительством креста начинали строиться дома и остальные городские здания, ни одно из которых не должно было быть выше креста, чтобы он был виден с любой точки города. Сам город строился по принципу храма, "алтарем" был Кремль, "престолом" в Томске стала Свято-Троицкая церковь, собственно "храм" сам город, в качестве "притвора" выступал посад. История Томска начинается с указа царя Бориса Годунова и его благословения первостроителей Г.И.Писемского и В.Тыркова иконой Живоначальной Троицы. Икона, подаренная царем, по свидетельству очевидцев, была 20 вершков (89 см) в высоту и 15 вершков (67 см) в ширину и находилась в первом городском храме -Свято-Троицкой церкви, вплоть до ее закрытия в 1820 г., после чего икону перенесли в Благовещенский собор. След ее обрывается уже при Советской власти.

Во времена атеизма в краеведческом музее была выставка, посвященная духовной жизни дореволюционного Томска. Иллюстративный материал наглядно свидетельствовал, сколь много храмов было в Томске, а текст утверждал, что до известных событий 1917 г. церквей было столько же, сколько питейных заведений. Мол, вот где опиум для народа.

Сколько же на самом деле до революции было церквей в Томске, сказать трудно. В первую очередь потому, что не понятно, какие именно церкви включать в это число: входят ли сюда часовни и монастырские храмы, церкви, которые сейчас находятся в пределах города, но раньше были за городской чертой, и т.д. В общей сложности, в ведении Томской епархии находилось где-то в пределах 1000 православных церквей и молитвенных домов. Какое количество из них считать городскими, краеведы сомневаются. Называются различные цифры: в среднем, от 30 до 40. Кроме того, ломимо православных храмов, в Томске были и иноверческие культовые здания: две мусульманские мечети, три еврейские синагоги, лютеранская кирха, польский костел, Белокриницкая староверческая церковь. Сейчас в городе действуют 10 православных храмов и 2 часовни. Есть также старообрядческая церковь, 2 мечети и католический костел. Храмы продолжают восстанавливаться, за последние годы выстроены новые, ранее не существовавшие; храм Преподобного Сергия Радонежского и часовня Блаженной Домны Томской на территории бывшего Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Восстановлена часовня старца Феодора Томского на территории возрожденного Богородице-Алексеевского мужского монастыря. Продолжается восстановление Богоявленского собора, Воскресенской и Знаменской церквей. К сожалению, вряд ли, а скорее всего никогда не будет восстановлен Ново-Троицкий кафедральный собор на Ново-Соборной площади. Уменьшенная копия московского храма Христа Спасителя, он просуществовал 30 лет. Площадь, где он располагался, давно изменилась; сейчас трудно представить, что когда-то здесь стоял красивейший собор, гордость Томска и Сибири. Его существование там отмечено только камнем с высеченной на нем надписью, свидетельствующей о том, что здесь будет заложена часовня. Камень этот установили еще во время визита Патриарха Алексия II в Томск в 1991 г., а часовню еще даже не заложили.

Бездуховность, с которой разрушались святыни, всегда приводила в ужас верующих людей. Ф.М. Достоевский заметил: "Не православный -некогда Владимиру - язычество. Россия и Православие неотделимы друг от друга в сознании не только русского народа. Сейчас возрождаются не просто храмы - сейчас возрождается духовность. Храмы все больше наполняются людьми. Возрождаются корни. Тысячелетие Православие жило на российской земле, в сердцах людей. Век же Советской власти оказался слишком недолгим, чтобы искоренить его, Так, Петропавловский собор простоял пустым всего 8 лет - с 1937 по 1945 гг. Восстановление томских святынь дает повод надеяться, что со временем возродятся утерянные нами культура, нравственность, которые начинаются прежде всего с религии. Храмы - это не просто здания, это хранители истории. Они являются теми нитями, которые соединяют времена, города, судьбы людей, молившихся в них, делая их частичкой Вечности. Таким образом, донося до людей историю храмов, можно надеяться вызвать в них интерес к прошлому своей страны, своего города, своего рода. Хочется надеяться, что возрождение России начнется, действительно, с возрождения православной культуры на русской земле.

Из истории Томской епархии

Томская епархия была образована в 1834 г. Идея эта возникла еще за 167 лет, когда на Московском соборе Иерархов Православия 1666 - 1667 гг. было провозглашено: "Ради церковного устроения (...) и по богоревнивому желанию благочестивейшего Самодержца (...) Алексия Михайловича (...) мы православные патриарси Паисий Божией милостию папа и патриарх Антиохийский и всего Востока, Иосиф Московский и всея Руси, преосвящешше митрополити, архиепископи и епископи и весь освященный Собор благословихом и утвердихом в царстве Сибирском, В Тобольске с окрестными грады, вместо архиепископии, митрополии быти, в Томске граде епископу...".

После провозглашения в 1834 г. Томской епархии, в которую вошли томская и Семипалатинская губернии, и прибытия в Томск первого епископа Агапита (Вознесенского), кафедральным собором не русский". Вера всегда держала русский народ, тысячелетние корни православия искоренить оказалось сложнее, чем стал с 15 октября 1834г. ныне не существующий Благовещенский собор. Построить новый, более вместительный, у нового архиерея не было ни средств, ни времени, так как требовалось навести порядок в новообразованной епархии. Вместе с архиерейской ризницей, доставленной в Томск из Чернигова, где преосвященный Агапит был ректором Духовной семинарии, оказались посох Святителя Феодосия архиепископа Черниговского (Углицкого) и старинный саккос архиепископа Черниговского и митрополита Тобольского Святителя Иоанна (Максимовича), ставшие первыми священными реликвиями Томской кафедры.

К 1914 г. в составе Томской епархии действовали Бийское и Барнаульское викарства (с 20-х гг. еще и Кузнецкое викарство), Алтайская и Киргизская духовные миссии, 7 монастырей и монашеских общин, свыше 1000 храмов и молитвенных домов, Томская Духовная семинария и Томское епархиальное женское училище. Документы за период 1914 - 1917 гг. отсутствуют.

Первой резиденцией архиереев в Томске стал старейший на юге Сибири томский Богородице-Алексеевский монастырь. В 1835 г. в южной стороне монастырской ограды, на территории монастырского сада был выстроен первый дом архиерея с домовым храмом во имя Трех Святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. В 1883 г. епископом Петром (Екатериновским) был приобретен дом и усадьба золотопромышленника И.Д. Асташева на Ново-Соборной площади. В 1885 - 1886 гг. к новому дому пристроили здание Архиерейской Крестовой церкви с приделом Покрова Пресвятой Богородицы. К этой церкви была приписана Иверская часовня с местночтимой иконой Иверской Божьей Матери "Вратодержительницы" Томска на Богоявленской площади - копия московской Иверской часовни. В северном предместье Томска, в устье р. М.Киргизки, находился загородный архиерейский дом, при котором в 1835 1870 гг. действовала церковь во имя Святителя Митрофанил Воронежского.

В 1937 г. Томская кафедра перестала существовать. В августе Преосвященнейший Серафим (Шамшин Сергей Павлович) с несколькими священниками были арестованы и расстреляны в Каштачном рву.

С 1945 г. томское благочиние вошло в состав вновь образованной Новосибирской епархии, в составе которой находилось до февраля 1997 г., когда была восстановлена Томская епархия.

3 октября 1997 г., как и 330 лет назад, на Соборе иерархов Русской Православной Церкви вновь прозвучала воля ее высшего Архипастырского Совета: "Быти в Томске граде епископу!"

Таким образом, решением Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви Владыке Аркадию (Афонину) определено было быть епископом Томским и Асиновским.

Из истории томских храмов


Богородице-Алексеевский монастырь. Казанский храм

Первым каменным строением Томска стал Казанский собор Богородице-Алексеевского мужского монастыря, выстроенный на месте деревянного храма (1662 г.). Монастырь был основан в 1605 г. в месте впадения р. Малой Киргизки в р. Томь и до перенесения в город назывался Усть-Киргизским. Перенесение монастыря было окончено в 1663 г. старцем схиигуменом Исайей. В 1681 монастырь в составе трех старейших мужских монастырей был принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича. Казанский храм был перестроен в каменный в 1776-1789 гг. Архитектурный стиль сибирское барокко. Колокольня была возведена в 1860 г. На плане города храм занимал кардинальное положение, являясь центром связей храмовых доминант Томска и составляя с ансамблем Иоанно-Предтеченского женского монастыря и Воскресенской церковью градообразующую ось города. К храму примыкал древний монастырский некрополь. В 1904 г. на территории монастыря была выстроена часовня Святого Феодора Томского. Главной святыней монастыря считался хранимый в центральном алтаре Казанской церкви ковчег с частицами мощей 26 Святых,

Летом 1923 г. монастырь был закрыт. Казанский храм стал приходской церковью и действовал до 17 декабря 1929 г. Постепенно здания монастыря были переданы Томскому Педагогическому Техникуму, в том числе и частично разобранная Казанская церковь, где расположился спортзал техникума. В 1936 г. полностью разобрали часовню Св. Феодора Томского.

В 1991 г. территорию монастыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его благословению в праздник Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла 12 декабря 1992 г. епископом Новосибирским и Барнаульским Тихоном совершено торжественное открытие монастыря. В 1998 г. была полностью восстановлена часовня старца Феодора Томского. В восстановленном Казанском храме хранятся мощи старца. С 1999 г. настоятелем монастыря является игумен Силуан (Вьюров).

Богоявленский храм

Каменный Богоявленский храм был выстроен в 1777-1784 гг. северо-западнее первоначальной деревянной Христокрещенской церкви. Архитектурный стиль каменного храма - сибирское барокко. Храм знаменит тем, что под его сводами 6 августа 1804 г. была провозглашена Томская губерния.

В 20-х гг. XX века этот храм был закрыт первым. Его помещение отдали заводу резиновой обуви, который значительно перестроил его под свои нужды, а когда освобождал, то изуродовал окончательно. Наконец, 8 января 2000 г. был освящен придел во имя Архистратига Михаила. В соборе хранятся частицы мощей следующих святых: Преп. Сергий Радонежский, Св. благ. кн. Александр Невский, Свят. Филипп митр. Московский, Свят. Иннокентий митр.Московский, Лазарь Четверодневный, Свв. благг. князь Петр и княгиня Феврония, Вмч, Иоанн Воин, Вмч. Целитель Пантелеймон, Свят. Варсонофий Тверской, Преп. Моисей Угрин, Св. Мч, Харлампий, Преп. Герасим Иорданский, Свят, иона Московский, Свят. Петр Московский, Ап. Андрей Первозванный, Ап. Филипп, Свят. Митрофан Воронежский, Св. Вмц. Варвара, Преп, Максим Грек, Свят. Григорий Богослов, Св. Преп. Афанасий млад. Высоцкий, Свят. Филорет митр. Московский и Коломенский, Свят. Иннокентий Иркутский, Свят. Тихон патр. Московский, Св, царевич Дмитрий Угличский, Св. Вмц. Евфимия Всехвальная, Преп. Иов митр. Почаевский, Св. Мч. Трифан, Св. Вмц. Анастасия Узорешительница,

Настоятелем храма является епископ Томский и Асиновский Ростислав (Девятое).

Воскресенская церковь

Строительство каменного храма началось в 1789 г, По мнению архитекторов, храм представляет собой шедевр сибирского барокко школы В.Растрелли. Первоначальный деревянный храм (1622 г.) назывался Успенским.

В 1897 г. к храму был доставлен отлитый по заказу томского промышленника и мецената А.А.Васильева колокол весом 1005 пудов 30 фунтов, с языком в 35 пудов (таким образом, общий вес колокола был около 16640 кг.). В начале 30-х гг. XX в. он был сброшен "на нужды индустриализации". Поскольку вывести колокол оказалось невозможным, власти оставили его у паперти храма и приставили к нему охранника-милиционера. Чтобы вывести колокол, его разбили при помощи установленной над ним "иглы": ею били несколько раз в одно и тоже место, пока колокол не раскололся.

Сейчас нетрудно заметить, что один из крестов храма погнут. Его погнули тогда, кода пытались снять. Кресты с храмов снимались следующим образом: к кресту поднимался человек, обвязывал его крепкой веревкой или канатом, а затем по команде стоящие внизу люди тянули за свободный конец. Крест обламывался. Когда таким образом пытались снять крест с Воскресенского храма, веревка оборвалась. Верующие люди утверждают, что невидимая сила Господня обрубила ее. Опять завязали на кресте веревку, еще крепче прежней, но и она оборвалась. На третьей попытке свободный конец людям не доверили, а привязали к трактору - трактор опрокинулся, пострадали люди. Тогда от церкви с ее крестами отступились. Крест же и до сих пор стоит погнутым.

Церковь закрыли в 1936 г. Здание использовалось под зерновой склад, затем гараж, а с 50-х гг. там размещался Центральный Госархив Дальнего Востока.

16 августа 1995 г. храм был заново освящен. Сейчас самый большой колокол весит 150 кг (менее 10 пудов). В церкви хранится икона с мощами Анастасии Узорешителъницы. Настоятель храма -Петр Кадомцев.

Знаменская церковь

Согласно легенде, первоначальный деревянный храм во имя Знамения Божьей Матери был выстроен дворянином Качаловым из г. Углича, жители которого все были сосланы в Сибирь в 1593 г. за убийство царевича Дмитрия. Каменный храм был заложен в 1789 г., главный алтарь освящен 9 ноября 1810 г. Архитектурный стиль -сибирское барокко. По множеству и ценности святых мощей и особо чтимых христианских реликвий, главная среди которых -- Ковчег с частью животворящего Древа Господня, церковь относилась к числу наиболее значимых и уникальных храмов и являлась святыней Томска. В одном из приделов церкви находились две иконы, в которых было 73 частицы мощей различных Святых, привезенные основателем церкви Качаловым (для сравнения: в Успенском соборе в Сергиевом посаде в иконах было 22 Святые частицы).

После победы Октябрьской революции в России церковь в 1920 г. была национализирована и передана в пользование верующим. В конце декабря 1932г. между общинами Знаменской, Никольской церквей и Благовещенского собора произошел обмен храмами, в результате которого община Знаменской церкви заняла Благовещенский собор, а в Знаменскую церковь перешла община староцерковников ориентации митрополита Сергия Нижегородского из Никольской церкви и была перенесена кафедра епископа сергиевской ориентации.

В 1934 г., 25 марта, постановлением Западно-Сибирского Крайисполкома церковь была закрыта под предлогом ветхости храма и малочисленности общины.

Восстановление храма началось в 1991 г., когда он был передан речпортом Томскому благочинию по закону "О возвращении культовых зданий". Реставрация храма была поручена Свято-Троицкой общине и настоятелю протоиерею Николаю Яськову. На средства прихожан и ведутся работы. Это уникальный случай, когда община одного храма восстанавливает другой. Первым был отреставрирован северный придел, которому вернули имя Свят. Николая. Здесь же хранится древняя редкая икона Святого с частицей его мощей. Освящение было проведено на Пасхальной седмице в 1996 г. епископом Новосибирским и Бердским Сергием. Настоятелем является прот. Николай Яськов.

Троицкий храм

В 1836 г. по проекту архитектора К.Г. Турского началось строительство первой единоверческой церкви в Сибири -- храма во имя Св. Живоначальной Троицы. Строительство центрального храма было окончено в 1844 г., в том же году храм был освящен епископом Томским и Енисейским Афанасием (Соколовым). Храм был построен в русско-византийском стиле, имел небесно-синие купола с золотыми восьмиконечными звездами, кресты, характерные для единоверия. Колокола, самый большой из которых весил 220 пудов, пожертвовал П.И.Поздеев.

После закрытия в 1936 г. Воскресенского собора кафедра томского архиерея переместилась в Троицкий храм, где просуществовала до августа 1937 г. (см. выше), после чего храм фактически перестал действовать. Распоряжение о закрытии храма было издано 27 сентября 1939 г. Здание было передано хлебокомбинату.

В 1946 г., 15 февраля, на Сретение Господне, храм был вновь освящен уже по православному обряду. С 1992 г. усилиями Троицкой общины ведутся реставрационные работы по восстановлению Знаменской церкви.

На сегодняшний день в церкви имеются иконы с мощами Священномученика Ермогена, Священномученика Харлампия (икона была подарена епископом Томским и Асиновским Ростиславом) и две иконы, подаренные предыдущим епископом Аркадием (Афониным), с мощами Св. Великомученицы Анастасии Узорешительницы и Святителя Николая Чудотворца. Среди древних известных икон известнейшая икона - Вознесение Господне, которой, по словам настоятеля протоиерея Николая, уже 3 века. Кроме нее, в храме находятся древние иконы с образами Георгия Победоносца, Божьей Матери "Неопалимая Купина", Казанская икона Божьей Матери, икона Божьей Матери "Одигитрия", икона "Спас Нерукотворный" и др.

Настоятелем храма с 1982 г. является прот. Николай Яськов.

Храм Александра Невского

В 1850 г, в Томске была построена тюрьма -- исправительно-арестантское отделение © 2. В 1856 г. при ней была заложена церковь - собор Александра Невского. Строилась она на средства купца З.М. Цибульского. Освящена в 1877 г. Здание храма составляет единый архитектурный ансамбль с Арестантскими ротами. В первозданном виде оно имело 7 куполов-луковок, увенчанных крестами, колокольню, рельефный фасад в русско-византийском стиле. В церкви пел мужской хор из арестантов. Храм был закрыт в 1920 г, В здании сначала разместились механические мастерские, затем типография "Красного знамени", с 1985 г. - Облкнигторг. Храм был изменен до неузнаваемости; сбиты кресты и купола, внутреннее помещение разделено перекрытиями на 2 этажа.

Возобновление богослужения в церкви связано с открытием в 1993 г. Томской Духовной Семинарии, которая разместилась в бывших Арестантских ротах. В храме хранится икона с мощами Святого благоверного князя Александра Невского. Настоятелем с 1997 г. является прот. Олег Безруких.

Петропавловский храм

В 1908 г. в день перенесения мощей Святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского состоялось торжественное освящение церкви во имя Первоапостолов Петра и Павла. Храм был выстроен на спичечной Фабрике Торгового Дома "Евграф Кухтерин и сыновья" и освящен Свят. митр. Макарием Невским. Под алтарем находилась усыпальница Кухтериных. После закрытия храма в 1923 г. и передачи его под клуб там размещалась оркестровая яма.

Храм был вновь освящен 21 января 1994 г.

Самыми древними иконами храма являются иконы; Свят. Иннокентий Иркутский (конца XIX в.), Спаситель (конца XIX в.), Божья Матерь (начала XX в.). Уникальна по сюжету современная уже икона "Целование Апостолов".

Петропавловский храм является первым после начала возрождения церквей, в которых начали крестить полным погружением. С 1994 г. открыта единственное в епархии православное учебное заведение - Православная Прогимназия во имя Святых бессеребренников Космы и Дамиана.

Настоятелем с 2000 г. является Святослав Зудин.

Петропавловский собор

В 1909-1911 гг. на Мухином бугре был выстроен храм во имя Свв. Первоверховных Arm. Петра и Павла. При рассмотрении строительным комитетом местоположения храма мнения членов комитета разделились; одна часть настаивала, чтобы храм был на углу Ремесленной (Лебедева) и Тверской улиц, другая на углу Никольской (Алтайской) и Тверской.

По благословению епископа Томского и Алтайского Макария (Невского) был назначен жребий. По окончании литургии в церкви во имя Божьей Матери "Живоносный источник" архиерей вынул из чаши на столике перед амвоном одну из двух капсул с обозначениями мест закладки храма. Капсула указала на угол Никольской и Тверской.

Проект храма в неовизантийском стиле выполнил томский губернский архитектор А.И. Лангер. 30 мая 1911 г. в день Святого Духа состоялось освещение и поднятие крестов на купола храма. Вес Большого колокола составлял 102 пуда. 18 декабря 1911 г. викарным архиереем епископом Иннокентием был освящен храм.

В 20-30-е гг. при закрытии многих томских храмов настоятель Петропавловского собора обновленческий архиепископ Сергий (Дмитриевский), спасая церковные ценности Томска и его окрестностей, превратил собор в своеобразное хранилище древних книг, икон, окладов, церковной утвари, облачений, картин, священных сосудов и т.д. Когда в 1937 г. собор был закрыт, все это бесследно исчезло, как и сам хранитель.

Собор был заново освящен в крещенские праздники 1945 г. При осмотре храма на соборной колокольне была обнаружена единственная уцелевшая икона Знамения Пречистой Божьей Матери, которая стала местночтимой иконой-покровительницей собора. Другими почитаемыми чудотворными иконами собора являются: Спас Нерукотворный, образ Николая Угодника (по легенде, когда в соборе начался пожар, то, дойдя до иконы, огонь прекратился), Тихвенская, Казанская, Почаевская, Иверская и Феодоровская иконы Божьей Матери и др. Среди прочих, особо почитаются мощи Алл. Петра и Павла.

Церковь иконы Божьей Матери "Целитслышца"

В 1992 г. на 8 этаже Томской ОКБ при главвраче Фадюшине В.В. не открылась часовня. Церковью она стала при главвраче Серых Б.Т. Ее настоятелем с самого начала стал Владимир Ламзин. Самая почитаемая икона - Икона Божьей Матери "Целительница".

Храм Преп. Сергия Радонежского

Храм Преподобного Сергия Радонежского был освящен 13 июля 1997г., в канун Троицы, благочинным Томских церквей отцом Леонидом Хараимом по благословению епископа Новосибирского и Бердского Сергия. Церковь находится рядом со Шпалопропиточным заводом. Автором проекта и организатором строительства стал Г.И. Тригорлов, директор ТШПЗ. По его словам, проект был составлен под впечатлением от храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. За свою деятельность Г.И, Тригорлов получил от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II орден Сергия Радонежского III степени.

12 января 2000 г. рядом с храмом открылся дом-музей Преп. Сергия Радонежского.

Одной из достопримечательностей храма среди остальных церквей Томска является самый большой набор наружных мозаичных икон, выложенных из полудрагоценных камней. Две иконы находятся на колокольне (Спас Нерукотворный и образ Преп. Сергия Радонежского), 5 -- на храме (архангел Михаил и 4 евангелиста -Матфей, Марк, Лука, Иоанн) и одна, самая большая, с изображением Преп. Сергия Радонежского, - с фасадной стороны музея.

Настоятелем храма с 1997 г. является Евгений Воронков.

Часовня блаженной Домны Томской

Часовня построена в 1996 г. на территории кладбища бывшего Иоанно-Предтеченского женского монастыря, созданного в 1876 г. на основе женской общины, образованной в 1864 г. Монастырь был разрушен в 50-е гг. До наших дней остались существовать только некоторые здания: двухэтажная трапезная, дом игуменьи на углу улиц Пирогова и Вершинина,одноэтажное кирпичное здание иконописной мастерской на ул. Учебной, дом просвирни, дом, где жили монахини, где они занимались рукоделием, учились. На бывшей монастырской заимке теперь располагается санаторий "Ключи".

На памятной доске слева от входа в часовню написано: "Часовня Блаженной Домны Томской в память профессоров и преподавателей Томского Технологического института имени Николая II, Императорского Томского университета и фаждан Томска освящена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П протоиереем Леонидом Хараимом 16 июля 1996 года".

Далее на двух досках - имена похороненных на разрушенном монастырском кладбище профессоров и преподавателей вузов Томска. Еще на двух досках помещен список именитых граждан города.

Сокращения:

Св. - Святой (-ая)
Свят. - Святитель
Преп. - Преподобный
благ. - благоверный (-ая)
благг. - благоверные
кн. - князь
Aп. - Апостол
Aпп. - Апостолы
Вмч. - Великомученик
Мч. - Мученик
Вмц. - Великомученица
митр. - митрополит
г. - год
гг. - годы
в. - век
вв. - века
т.д. - так далее
др. - другие
млад. - младший
патр. - патриарх
Категория: Родной край | Просмотров: 8056 | Добавил: Зоська | Теги: Храм, православие, томск | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 10
9 Иван  
0
Жив ли сайт? Вопрос про Андрея Сотникова- он собирался восстановить храм в Томске.Как идет восстановление?

10 Зоська  
0
Я не знаю, живу не в Томске

8 Зоська  
0

7 Зоська  
0
Томский святой.

2 февраля верующие томичи праздновали память старца Феодора Томского, местно-чтимого святого, прославленного в лике сибирских святых. По преданию, под именем старца Феодора скрывался император Александр I. Сегодня известно, что святой праведный Феодор появился в Сибири уже в преклонном возрасте, вел чрезвычайно аскетический образ жизни, посвящая все время и силы молитвенному предстоянию Богу. Господь обильно одарил своего угодника благодатными дарами: старец обладал духовной рассудительностью, любвеобильным сердцем, даром прозорливости и исцеления недугов. Это привлекало к нему множество сибиряков, каждому из которых находилось место в его душе.

Последние несколько лет своей жизни Феодор Кузьмич провел в нашем городе, где в своей усадьбе его приютил глубоко почитавший старца купец Семен Феофанович Хромов. Праведная кончина святого Феодора 20 января 1864 года сопровождалась чудесными явлениями. Феодор Кузьмич завещал похоронить себя в ограде томского Богородице-Алексиевского монастыря. Могила старца сразу стала местом паломничества. В начале XX века над ней была сооружена часовня, а в 1995 году на месте разрушенной в годы гонений часовни были обретены мощи святого Феодора, ставшие главной святыней Томской епархии.

6 Зоська  
0

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери

Храм преподобного Сергия Радонежского, ул.Трудовая, 20

Летом 1859 года в Томске открылась лютеранская церковь, построенная в «псевдоготическом» стиле.

Евангелическо-лютеранская Церковь Святой Марии. Построена ко времени проведения в Томске Российско-Немецкого саммита в 2006г., с участием Федерального канцлера Германии Ангелы Меркель и Президента России Владимира Путина.

Сквер на ул.Дзержинского. Эта часовня воздвигнута в память о ликвидаторах чернобыльской аварии. Построена совсем недавно на пожертвования томичей.

5 Зоська  
0

Первый мужской монастырь был основан почти одновременно с Томском в 1605г. В 1658г., когда Томск заново восстает после страшного пожара, «строитель старец Ефрем» заложил мужской монастырь на Юрточной горе.Церковь монастыря с главным приделом 4 раза перестраивалась. Постройка современного каменного здания храма в стиде «сибирского барокко» начата в 1776 году по первоначальному проекту московского архитектора князя Д. Макулова, освятили её в 1789 году. Здесь же были арестованы в 1937 году его последние служители, сожжена в 1936-м его последняя церковь, уничтожены ценные иконы и книги.

Свято-Троицкая церковь, ул.Октябрьская, 43

Римско-католическая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы построен в 1833 г. на средства католиков и православных, в строительстве участвовали ссыльные поляки, автор проекта неизвестен. В 1862 г. был куплен и установлен орган. В Советское время здесь располагались клуб, овощехранилище, службы ДОСААФ, планетарий. С 1990 костел передан верующим католикам.

Храм знамения Божьей Матери ул.Войкова,16

Старообрядческий храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Вид с северо-запада

Староверческая церковь на ул.Яковлева (бывшая улица Красного пожарника) к востоку от Белого озера. Не имеет никаких отношения с православной церковью, но имеет своих прихожан - старообрядцев.

4 Зоська  
0

ИВЕРСКАЯ ЧАСОВНЯ. В память о солдатах Томского гренадерского полка, погибших в Крымскую компанию. Слева от часовни - Богоявленский собор. Здание за часовней в 20-ые годы прошлого века использовалось под ЧК ГПУ


Знаменская церковь


Храм знамения Божьей Матери на ул.Войкова,16


Собор во имя святых апостолов Петра и Павла.
Главный придел Петропавловской церкви был освящен 11 декабря 1911г. Церковь выстроена по проекту и под надзором архитектора А.И. Лангера в «русско-византийском» стиле.


Храм Благоверного Александра Невского на ул.Герцена, 3

3 Зоська  
0

Богоявленский кафедральный собор. Был построен в 1620г. томским воеводой князем Иваном Шаховским. В 1777-1784гг. возведен новый 2-ярусный каменный собор с верхним храмом во имя Святого пророка Илии. 7 января 2000 г. в день 2000-летия Рождества Христова состоялось освящение южного придельного храма Архангела Михаила и подъем шпиля на колокольню собора. Епископом Томским и Асиновским Ростиславом передан в дар собору ковчег с частицами святых мощей.В стенах собора 6 августа 1804 г., в праздник Преображения Господня, был торжественно провозглашен указ Александра I о создании Томской губернии с центром в Томске. После 1929г. в здании собора располагались производственные помещения...
Этот собор можно снимать бесконечно! А ведь когда-то в его стенах был завод резиновой обуви! Поверить трудно...


Воскресенская церковь - почти ровесница Томска. Построена в 1789-1807 архитекторами питерской школы В.Растрелли в стиле барокко с элементами готики внешнего и внутреннего убранства. Свое название она получила по имени 1-го её деревянного храма, который был освящен в 1622 г. “во имя Воскресения Христова” и находился восточнее нынешнего каменного, на территории Свято-Успенского мужского монастыря Строилась церковь 18 лет с 1789 по 1807 г. на средства прихожан. Церковь возводили Егор Домоневский и Петр Баранов. (Иногда ошибочно строителями церкви называются Иван Карпов и Иван Недомолвин). Когда в 1626 году монастырь был закрыт, Воскресенская церковь стала приходской. Летом 1807 года был освящен верхний престол храма - в честь обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Двухэтажное каменное здание нынешнего храма было заложено в начале 1789 года. Нижний придел в честь Успения Божией Матери был освящен осенью 1803 года. А деревянный Воскресенский храм был разобран и вывезен на берег р. Томи со всей утварью и сожжен. Западнее храма, на краю обрыва, была сооружена невысокая колокольня на каменных опорах для тысячепудового колокола, отлитого в 1896 г. отлитый в Ярославле на заводе Оловянишникова по инициативе томского купца Андрея Афанасьевича Васильев Купец ссудил на выплавку колокола три тысячи рублей серебром. Колокол был отлит в честь состоявшийся 14 (26) мая 1896 г. коронации царя Николая II и царицы Александры Федоровны. Колокол имел диаметр более 4-х метров и весил 16640 кг. Горожане нарекли его "Томским Царь-колоколом". В свое время он был третьим по величине в Сибири после иркутского и тобольского. Подвергся разрушению в 1930 г.С 1937 г. церковь пустовала. С 1941г. по 1995 г. в ней размещался эвакуированный в 1941 г. в Томск архив Сибири и Дальнего Востока. Существует предание о том, что в период войны 1941-1945 гг. над церковью было явление Пресвятой Богородицы.

А.А. Васильев не раз помогал церкви деньгами, жертвуя большие суммы на нужды храма. Скончался он в 1898г., был похоронен в ограде Воскресенской церкви, где до сих пор сохранилась могила и надгробная мраморная плита жертвователю колокола.

2 Зоська  
0
Полезные ссылки
Рекомендуем посетить:
Сайт Томской епархии
ПОБЕДИТЕЛИ. Солдаты Великой войны Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, 9 мая — День Победы — остается неизменным.
Вечная слава победителям!
Православное христианство в Интернете
Мы - православные!Жития Святых подвижников Православной Церкви, акафисты, молитвы.
Древний глас - Традиции Православия - ноты, звукозаписи, статьи, иконы, фото
Бесплатная электронная библиотека
Православие в Восточном Казахстане. Усть-Каменогорский благочинный церковный округ.
Свято-Троицкий мужской монастырь
Отдел по социальному служению и благотворительности Томской Епархии
Ноты древних распевов
Заметки паломника о Ново-Нямецком монастыре
Антимодернизм.РУ. Православная миссионерская энциклопедия.
Православный информационный портал
Оптина пустынь

1 Зоська  
0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Родной край [55]
Записки Фокии [2]

Поиск

Календарь

«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 348

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Моя кнопка

Мама

В закладки


Погода