Мама

Понедельник, 29.04.2024, 07:07

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Блог | Регистрация | Вход

Главная » 2011 » Апрель » 5 » "Халфина М.Л. - писатель Земли сибирской
15:13
"Халфина М.Л. - писатель Земли сибирской
Многие жители нашего города, да и не только нашего

знают М. Л. Халфину как библиотекаря, прекрасного человека, но и как писательницу. Что привело ее в литературу Что стало источником ее творчества Каков мир героев ее произведений Вот те вопросы, которые меня заинтересовали, и на которые я искала ответ, читая произведения, размышляя над определенными страницами.

Мария Леонтьевна Халфина родилась 14 марта 1908 года

в селе Пуштулим Ельцовского района Алтайского края.

Семь классов окончила в Бийске, в школе имени Гоголя.

В 1933 году, после окончания Томского библиотечного техникума, начала работать в качестве ликвидатора неграмотности, избача в селе Излан Салтанского района (Алтайскиий край).

Затем в течение ряда лет преподавала библиотечное дело в

Томской краевой Совпартшколе и библиотечном техникуме.

За трудовые заслуги награждена медалями" За доблестный труд" и "За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне".

М. Л. Халфина являлась членом союза писателей СССР с 1966 года.

Вот, что Мария Халфина говорила о себе "пятьдесят с лишним лет тому назад я, по единодушному мнению окружающих, была вундеркиндом. С одинаковым и всегда неизменным успехом я пела, плясала, писала стихи, рисовала.

Мне пытались "ставить голос", пожилая балерина в отставке убеждала мою маму, что я "рождена для балета".

Занесенный ураганом первой мировой войны в наш провинциальный Бийск величественный престарелый художник

"маэстро", как благоговейно величали его все наши, пересмотрев мои ребячьи рисунки, вынес убийственный для меня диагноз: "Этого ребенка нужно учить..."

Не представляю, что в конце концов из меня могло получиться, если бы в вопросы моего эстетического воспитания не вмешался мой веселый и мудрый отец.

Он сказал мне: " 13 1/2 талантов и не одного из них у тебя нет призвания".

Почему именно 13 1/2- и не знаю, но я очень любила отца и беззаветно верила ему.

Ненавязчиво, незаметно он сумел внушить мне, что человек взрослея, должен найти для себя пусть небольшое, негромкое, но такое дело, служение которому будет не трудом ,а радостью.

Искать такое дело мне не пришлось. Я росла среди книг и не помню себя неграмотной. С трехлетнего возраста друг нашей семьи Виктория Викторовна Прибыткова стала брать меня с собой в библиотеку.

Выражаясь высоким слогом. Бийская народная библиотека стала колыбелью моей будущей профессию.

Девчонкой я была здоровой, энергичной . Верховодила не только среди сверстников, но и среди старших ребят.

Короче говоря, из меня получился неплохой учитель- библиотекарь.

Начинала я свою работу в качестве ликвидатора неграмотности, избача в селе Излан Салтанского района Алтайского края.

Закончила методистом, преподавателем библиотечных дисциплин, руководителем Моряковской библиотеки Томска, получившей на Всероссийском конкурсе звание -" Лучшая библиотека РСФСР".

Качество работы учителя я оцениваю по его связям с бывшими учениками, давно выпущенными ими в свет. И я очень горжусь тем, что мои ребята не забывают меня.

Мои 13 1 2 ненастоящих талантов в моей основной работе служили мне верную службу.

Я руководила коллективами художественной самодеятельности, сочиняла для них целые программы.

При оформлении стендов мне не нужно было обращаться за помощью к художникам- оформителям. Сама справлялась.

Время от времени на меня нападало желание писать. Это было вроде очередной эпидемии гриппа.

В ранней молодости я, как водится, переболела "поэтической корью".

Писала стихи, их охотно печатали "Крестьянка" и местные газеты. Несколько рассказов ( название их теперь сама не помню ) в тридцатых- сороковых годах были опубликованы в "Крестьянке" и в газете "Алтайская правда".

Получалось так, что вся моя продукция публиковалась безотказно. И всё же я никогда всерьёз не думала, что этот один из "13 1 2 моих ненастоящих талантов", и может когда- то стать для меня основой и смыслом жизни.

В мае 1962 года в "Комсомольской правде" был опубликован мой рассказ "Два слепых сердца". Рассказ имел большой резонанс. Тема его очень проста. Это история молодой, очень несчастной семьи. Молодые, здоровые, красивые люди, имеющие чудесного двухлетнего малыша, несдержанностью, грубостью, хамством, отравляют жизнь друг другу и калечат жизнь ребёнка.

Редакция "Комсомольской правды" срочно пригласила меня приехать в Москву. На редакцию обрушилась лавина писем читателей.

С ранних лет я понимала, какой магической силой воздействия на сознание, чувство, психику читателя обладает слово писателя- художника.

Я всегда приклонялась перед колдовской способностью писателя волновать, будоражить сознание человека, заставлять его думать.

Наверное, счастье- стоять за столом библиотеки и выдавать жадным до знаний читателям книги. К этому счастью добавляется- с каждым годом всё больше- ещё и особая радость: если ты человек приметливый, наблюдательный, то, общаясь с читателями, всё лучше и ближе узнаёшь людей, их характеры, судьбы, их тревоги, радости, горести и надежды.

На снимке: 50-е годы, п. Моряковка. М. Л. Халфина (вторая слева) возле своей библиотеки
Так день за днём, вероятно, впитывала в себя многие человеческие биографии библиотекарша в далёком сибирском клубе Мария Леонтьевна Халфина, перешедшая в конце концов рубеж от библиотечной полки к писательскому столу. И это был для неё, конечно, большой и серьёзный шаг. Шаг в литературу.

Трудно вспомнить, какими путями оказались в редакции журнала "Огонёк" первые рассказы Марии Халфиной. Но, так или иначе, они оказались у нас и сразу были приняты не только работниками редакции, но и, после публикации, многочисленными читателями журнала.

Можно было бы проанализировать особенности писательского "почерка" Марии Халфиной, однако гораздо важнее другое. Произведения Халфиной стали завоёвывать читательские сердца. Почему? Что случилось? Какое явление открылось на нашем литературном горизонте? Наверное, литературоведы нашли какие- либо более точные определяющие слова.

Одному из первых читателей рассказов и повестей Марии Халфиной, всегда казалось почти необъяснимым, как достигается абсолютно без малейших литературных эффектов "порабощение" читателей повседневными, обыкновенными человеческими жизнями. Очень бесхитростно, казалось бы, повествуя о судьбах своих современников, писательница этими "бесхитростными", на редкость словами убедительно изображает сложные психологические явления, присуще сегодняшнему человеку.

У Марии Халфиной очень широк круг её героев. В центре одних произведений автор ставит людей преклонных лет, в других повествует о тех, кто находится в расцвете сил, в третьих изображает юношей и девушек, только вступающих в жизнь. О молодёжи писательница говорит проникновенно. Это почти педагогика. Но это, увлекательная педагогика, так как она конкретна. Одна из повестей Халфиной называется "Мачеха". Это тоже педагогическая повесть, повесть о сложных взаимоотношениях взрослой женщины и чужой для неё девочки. Главный смысл этой истории- движение двух человеческих судеб навстречу друг другу, ( как известно, дети всегда жестоки и безжалостны ), и, наконец, та великая человеческая радость и счастье, которым увенчана была эта небольшая, но так запомнившаяся повесть. Не случайно, воспроизведённая на экране, повесть имела настоящий успех.

Говорят, что у Халфиной нелёгкий характер. Она всегда недовольна тем, что вышло из- под её пера. Но это знают редакторы. Этого не знают читатели. И всегда писательница не успокаивается, ищет новое.

Так появилась вызвавшая тоже большой интерес повесть "Простая история", рассказы "Безотцовщина", "Ульяна Михайловна", "Виктория" и другие. Люди разных взглядов, характеров, судеб, живо обрисованные писательницей, прошли перед читателями.

Мы привыкли говорить: "За последние годы в литературу идут молодые писатели". Это очень хорошая формулировка, и всегда она радует читателей предвкушением встречи с ещё неизвестными сторонами действительности. Молодой писатель всегда всё видит по- своему. Мария Леонтьевна Халфина вошла в литературу тоже сравнительно недавно и уже в зрелом возрасте. Но думается, что мы с полным правом можем её причислить к этому не возрастному определению- молодой писатель. Мы можем это сделать, потому- что Мария Халфина смотрит на мир с пытливостью, присущей молодым людям..

"Одиночество" и "Мачеха", "Простые истории" и "Ульяна Михайловна", повести и рассказы, очерки и статьи, публикации в "Комсомольской правде", "Известиях" , "Огоньке"- представляют читателю Марию Халфину, наверное, нет необходимости, её и так все хорошо знают. И в то же время как - то совсем не подходит к Марии Леонтьевне лихо раздаваемые в подобных случаях расхожие эпитеты "известная", "популярная" и т. д. Не подходит потому что, встречаясь в обычной обстановке со своими друзьями, соседями, родственниками, хорошими добрыми знакомыми, мы их так не называем.

: Вышли вечерком в скверик около дома соседи, зашли в выходной попить чайку знакомые или родственники, разговорились о том о сём, вспомнились житейские истории про то, как одиночество погубило немолодую и вроде бы совсем не одинокую женщину, как дети вынесли жестокий приговор родителям за недоброе отношение к воспитывавшей бабушке: Вспомнили, как у соседа, в недавнем прошлом хорошего мастера, сын из всех его качеств перенимает лишь одно- привычку к выпивке, а поправить это никак нельзя, если алкоголик сам за себя не возьмётся ; как, увы, часто оказываемся невнимательны и неблагодарны к тем, кто жертвует ради нас своим счастьем и благополучием, и так тяжко жизнь наказывает людей за ошибки и просчёты в воспитании, за эгоизм, за неумение прощать, за бескультурье в общении. И как, оказывается, легко иной раз едва ли не одним словом, одним движением души снять напряженность в отношениях, взаимное отчуждение в семье, пресловутую проблему ""отцов и детей".

В таких неторопливых разговорах с людьми, а то и самим собой, нам всем нужен хороший добрый собеседник, не боящийся говорить правду, не поучающий набором строго регламентированных установок, инструкций и указаний, а просто умеющий слушать, слышать и говорить. Вот таким простым, искренним и мудрым- именно житейски мудрым собеседником и представляет в своих произведениях Мария Леонтьевна . И мысли такого собеседника всегда хочется примерить на свою жизнь и на свои поступки, тем более что М. Л. Халфина не пишет о гениальных конструкторах, блестящих дипломатах, рефлектирующих режиссёрах и проницательных сыщиках, находящихся в каком- то очень интересном, но невероятно далёком от нас мире. Прочитав любой её рассказ, невольно думаешь: "Так и в нашем городе : и в соседнем подъезде: ах, прочитали бы вовремя эту книжку молодожёны из соседней квартиры:"

Про написанное М. Л. Халфиной никак нельзя говорить "сочинения". Ни тени фальши, ни малейшего налёта надуманности, чувствуешь, что всё это увидено, услышано, пережито и не может не быть рассказано автором. И рассказано тем простым русским языком, от которого мы нынче начинаем отвыкать, слыша то какой- то манерный псевдорусский, то настолько якобы современный, что и вслух не произнесёшь, то такой канцелярско - бюрократический, который и русским- то грешно называть.

Пичурин в одной из своих статей говорит: "Работая вот уже тридцать лет с будущими педагогами, наблюдаю немного грустную , в общем- то, объяснимую картину. Не жалуют нынешние студенты классиков педагогики. Им, молодым, надо педагогику сегодняшнею, а она в наше тревожное время есть прежде всего педагогика доброты, педагогика правды, педагогика требовательного уважения к людям, педагогика культуры общения в школе, на заводе, в колхозе, в институте и, может быть, прежде всего- в семье, молодой и не только молодой. Именно о такой педагогике уже много лет пишет Мария Халфина, томская писательница, педагог в душе своей и творчестве. Об этом её новая книга, об этом - надеюсь и верю- будет написано ею ещё немало.
"СОБРАНИЕ СЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕННЫМ", "МИЛОЧКА", "ТАТУНЯ", "МОИ СОСЕДИ", "БЕЗОТЦОВЩИНА", "Дела семейные"
Просмотров: 5579 | Добавил: Зоська | Теги: Халфина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 121 2 »
12 Евгений  
0
Недавно случайно прочел произведения М.Халфиной: как литература - полная дрянь. Пистаель этот ныне совершенно справедливо забыт. Язык - просто рвотное, сюжеты - полный дебилизм, психология - надуманная, а мировосприятие писательницы и ее героев - быдлятские. Так что творчество М.Халфиной если кому и интересно, то продавщицам с Черкизона (на их уровень рассчитано), ну и, может быть, историкам литературы того периода. Как литературный фон, филологическая шелуха.

11 Зоська  
0
Доброта творит чудеса

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения томской писательницы Марии Леонтьевны Халфиной (1908 г. — 1988 г.). Ещё лет 20 назад почти в каждом доме на полках можно было увидеть её книги. Они издавались большими тиражами как в местном издательстве, так и в центральных. «Дела семейные», «Баба Груня», «Мачеха», «Мои соседи», «Простые истории», Безотцовщина» и др. Их с интересом читали люди разных поколений. Вроде бы незамысловатые житейские истории, а сколько размышлений, споров вызывали они у читателей.

И сейчас книги М. Халфиной, судя по их зачитанному виду, не залёживаются на библиотечных полках. А когда по телевидению показывают фильмы «Мачеха» или «Безотцовщина», поставленные по произведениям томской писательницы, зрители, бросив неотложные дела, усаживаются у экранов сопереживать — уж в который раз. Сюжеты она не придумывала, брала из жизни, преисполнив их своей мудростью.

Большую часть жизни Мария Леонтьевна прожила в Томске, в Моряковском Затоне, в Рыбалове, работая библиотекарем. Прививала интерес и любовь к книге как взрослым, так и детям.

О том, каким она была библиотекарем, писателем, поведает наша публикация.

Третий год я участвую в городском конкурсе «Люби и знай свой город и край». В этом году мы изучали творчество томских писателей. Нам было предложено письменно рассказать о произведении одного из писателей. Я выбрала повесть Марии Халфиной «Мачеха». И вот почему.

Как-то мама заметила у меня на столе книгу Халфиной и спросила, откуда она. Я ей рассказала про игру, а она, в свою очередь, поведала мне о том, что моя бабушка Лидия Ивановна Дмитриева (Ковтуненко) была лично знакома с Марией Леонтьевной. Я очень заинтересовалась этим и буквально на следующий день сидела перед бабушкой, и с замиранием сердца слушала её. Вот что она мне рассказала:

— Когда мне было лет 13, к нам в посёлок Моряковку приехала новый библиотекарь, с виду очень бойкая женщина. Она прибыла на катере, в нём кое-как умещались все книги, которые она привезла, их было около 2000.

На следующий день Мария Леонтьевна пришла к нам в школу и объявила, что теперь у нас в селе будет библиотека, а располагаться она будет в здании парткабинета Моряковского судоремонтного завода, и что все, кто хочет, могут приходить туда и брать книжки, а ещё лучше — приносить свои.. К открытию библиотеки её фонд составлял уже около 3000 книг. В этот день туда записались около 20 ребят, среди них, конечно, была и я , так как очень любила читать.

Библиотеке была выделена маленькая комнатка, и поэтому в ней всегда было тесно. Многие любили библиотеку и саму Марию Леонтьевну. Мы даже иногда сбегали с уроков, чтобы пойти и почитать.

10 Зоська  
0
Вскоре начали строить отдельное здание. Деньги и рабочие, конечно же, выделялись, но в основном библиотека была построена силами жителей посёлка. Стройка продолжалась около 6 месяцев, и все очень радовались открытию новой, просторной и по-прежнему очень любимой библиотеки.

Мы с ребятами называли библиотеку «Терем-теремок», потому что здесь всегда было весело, хорошо, как в любимом доме. В библиотеке отмечали все праздники. Она была своего рода культурным центром посёлка.

А как мы радовались, когда наша библиотека получила звание лучшей библиотеки РСФСР! Случилось это осенью 1958 года.

Мария Халфина организовала у нас в посёлке хор пенсионеров, народный театр, в котором, кстати, я играла. Она почти всегда сама писала сценарии, сама придумывала слова к песням. Трижды мы избирали Халфину в Моряковский поселковый совет депутатов трудящихся.

Года через два после того, как я уехала из Моряковки, мои друзья рассказывали, что они ходят в кружок при библиотеке « Юные друзья СССР», ведут переписку с сотрудниками народной библиотеки г. Кладно в Чехословакии. Они регулярно обменивались книгами, своими разработками и другими подарками. В 1955г. библиотека получила в дар от Антонина Запотоцкого (в то время президент ЧССР) его роман «Красное зарево недр Кладно».

Иногда, заходя в библиотеку, мы заставали Марию Леонтьевну работающей над рукописью, но она не говорила, что пишет. И только в 1957г., когда была издана книга, я узнала, что она писала книгу про нас и назвала её «Библиотека Моряковского Затона.»

9 Зоська  
0
Мария Леонтьевна осталась в моей памяти как очень добрый , лучезарный человек, готовый в любую минуту прийти на помощь.

Впоследствии моя бабушка по примеру Халфиной проработала более 30 лет в библиотеке села Чердаты.

Оказывается, и моя мама любит книги Марии Халфиной. Я задала ей несколько вопросов:

— Какое произведение Марии Халфиной у тебя любимое?

— Знаешь, любимого произведения, как такового, нет, — ответила она но наибольшее впечатление на меня произвела повесть «Мачеха». Это было первое произведение Халфиной, которое я прочитала. И фильм мне очень нравится. Я пересматривала его много раз, и каждый раз находила что-то новое, важное, отвечающее моим мыслям и чувствам.

— Мам, а как ты считаешь, можно ли Халфину назвать большим писателем?

— Я думаю, можно. Ведь если писателя читают три поколения и восхищаются его работами, это большой человек, он смог найти проблему, которая не теряет своей актуальности уже многие годы, и я думаю эта проблема будет жить всегда — проблема человеческих отношений…

А вот моё впечатление от повести «Мачеха».

Эта повесть о моральных принципах, которые не устарели спустя 42 года. Меня поразила в первую очередь Шурка, с виду очень простая, не отличавшаяся особым умом девушка, которая в сложной ситуации ведёт себя мудрее и отважнее, чем её муж, которого все считают очень умным человеком. Эта повесть о добре, о том, что ко всем надо относиться по-доброму, с любовью, даже если не видишь никакой отдачи. Ведь со временем даже самые твёрдые оболочки человеческой души дают трещины. И если в них хоть чуть-чуть просочатся любовь и доброта, то человек меняется, ведь ДОБРОТА ТВОРИТ ЧУДЕСА!!!

Лиза Соловьёва, 9 кл., школа № 32.

8 Зоська  
0
НЕСКОЛЬКО СНОВ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Один из моих приятелей-критиков как-то в откровенной беседе сказал мне: «Пишете вы неплохо, но тема у вас какая-то очень уж узкая, однобокая: он, она... ребенок. Трудно об этих делах сказать что-то новое, свежее...»
Да, я пишу в основном «об этих делах». И считаю, что о семье, о любви, о том, как трудно порой сохранить эту самую любовь, уберечь и пронести ее через жизнь,— о всех «этих делах» мы пишем мало, глухо и нерешительно.
Огромные перемены произошли за полстолетия в нашей стране. В корне изменились производственные и социально-общественные отношения советских людей. Этих чудесных перемен не видеть может только тот, кому невыгодно или просто не хочется их видеть. Но в области чувств и страстей человеческих у нас еще много неблагополучного. Люди влюбляются, рожают детей, совершают тяжелые, порой уже непоправимые ошибки. А в результате, иногда просто по неопытности, по недомыслию молодости, загублена хорошая, только что зародившаяся любовь; на всю жизнь изуродованные судьбы и, что горше всего, дети, ставшие сиротами при живых родителях.
Я получаю от своих читателей много писем. В основном это очень хорошие, умные, сердечные письма. Но есть среди них такие, которые для меня драгоценны. В мае 1962 года в «Комсомольской правде» был опубликован мой рассказ. В книгу, которую вы сейчас держите в руках, он вошел под заглавием «Мои соседи». На него читатели откликнулись целым потоком писем. Прошло около года, и я получила еще одно письмо. Молодой электрик Б. Н. из Ярославля писал:
«Я узнал себя и свою жену в вашем рассказе... Я был потрясен, настолько в нем все сходилось с моей жизнью... Раньше я не задумывался, почему мы так плохо живем с женой и что дальше ждет нас и нашу дочь... Раньше я считал виноватой жену, а тут начал задумываться и присматриваться к ней. Стал брать себя в руки, а потом, когда прекратились наши скандалы, я дал и ей прочитать «Комсомолку» с вашим очерком...»
Прошло три года. Теперь они вместе пишут мне славные письма. Все у них в порядке.
И еще несколько выдержек из читательских писем:
«Я был словно слепец. Мы с женой не жили, а мучились и мучили ребенка... А сейчас я чувствую себя зрячим... Спасибо вам от нас обоих...»
«Нe писала вам раньше, потому что не уверена была, смогу ли я переломить свой характер, вернуться к мужу и наладить нашу с ним общую жизнь... Теперь могу писать вам смело.., Прошло почти полтора года, у нас родилась вторая дочь, и мы благодарим вас за хорошие советы и помощь в семейной жизни...»
«Прочитала ваши рассказы и все думаю и думаю о жизни, о том, почему не ладится моя личная жизнь... Может быть, все зависит от меня и не нужно во всем обвинять других, а нужно покопаться в своей душе и поискать выход из положения».
Заставить человека задуматься — разве это мало? И что для писателя может быть дороже этих четырех коротеньких слов; «Спасибо. Вы нам помогли...»
М. Халфина

Когда Марию Леонтьевну спрашивают о профессии, она отвечает; библиотекарь. Хотя с таким же правом могла бы сказать: я педагог. За 40 лет трудовой жизни была она и учителем, и директором школы, и завучем техникума. Ребят любила и неплохо ладила с ними, но все же основным, любимым была библиотека, то есть работа с книгой и с теми, кто их читает.
Росла она в небольшом городке Бийске, Алтайского края. Мария Леонтьевна Халфина пришла в литературу уже немолодой, пришла, однако, уверенно, и ее первые рассказы, напечатанные в «Огоньке» и «Крестьянке», сразу же обнаружили литературную зрелость автора. Рассказы эти расположили читателя к Халфиной особенностью ее интонации и превосходным умением в передаче народной речи.
«В книжке Халфиной,— пишет известный писатель В. Г. Лидин,— прежде всего ощущаешь правду: эту правду утверждает не только мастерство авторской речи, его душевное расположение ко всему хорошему и доброму, ненависть к дурному, низкому и фальшивому».

7 Зоська  
0
ХРОНИКА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М.Л. ХАЛФИНОЙ

1908, 1 (14) марта. Родилась в с. Пуштулим (или Пушталим) Ельцовского района Алтайского края в мещанской семье. Сестра известного геолога, профессора ТПИ, заслуженного деятеля науки РСФСР Леонтия Леонтьевича Халфина (1902-1977). В 4 года научилась читать. По воспоминаниям Марии Леонтьевны первым прочитанным произведением был рассказ И.С. Тургенева «Муму», в 6 лет – роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Воспоминания детства послужили ей основой очерка «Милеша» (Молодой ленинец, 1957, 11 нояб).

1922. Первая публикация – стихотворение в бийской газете «Звезда Алтая». Посещала литературный кружок при газете. В Бийске окончила 7-летнюю школу. Играла в ТРАМе (театре рабочей молодежи). Живя на Алтае, работала избачом, методистом, а также ликвидатором неграмотности в с. Излап Солтонского района Алтайского края. Организовала первую в селе женскую артель. Активно принимала участие в семинарах для библиотекарей Алтайского Края, проходивших в Барнауле.

1925. В Москве организован журнал «Крестьянка». В год основания журнала в нем были напечатаны первые литературные произведения М.Л. Халфиной - поэмы и рассказы. В томской газете «Народная трибуна» (1994, 26 апр., с. 4) было опубликовано одно из стихотворений М.Л. Халфиной – «Вечерний гость невидимой рукою…».

1933. Окончила Томский библиотечный техникум. В последствии преподавала в техникуме, была завучем и заведующей библиотекой; преподавала библиотечное дело в Томской краевой совпартшколе и была заведующей ее библиотекой.


6 Зоська  
0
1949, 3 июля – 1961, конец года. Жила в пос. Моряковский Затон Томского района. Здесь в эти годы руководила работой городской (поселковой) библиотеки. Организатор художественной самодеятельности в поселке (хор пенсионеров, народный театр, агитбригада; по воспоминаниям жителей Моряковки Мария Леонтьевна сама писала стихи и сценарии). Трижды избиралась в Моряковский поселковый совет депутатов трудящихся. С 1949 г. началось долгое плодотворное сотрудничество М.Л. Халфиной с газетой Томского района «Правда Ильича» (до 1956 г. – Сталинская правда; с 1991 г. – Томское предместье).

1949, 25 августа. Торжественно открылась Моряковская поселковая библиотека (по предложению областного управления культуры М.Л. Халфина обследовала несколько населенных пунктов Томского района, где была бы возможность открыть первую в районе библиотеку городского типа. Выбор М.Л. Халфиной остановился на Моряковском Затоне. Первоначально фонд библиотеки составлял 2000 книг, привезенных Марией Леонтьевной с собой из Томска, на момент открытия библиотеки уже составлял 3000 томов. В день открытия в библиотеку записалась 87 взрослых и 22 детей (по предварительной записи до открытия библиотеки – 124 и 57). Сперва библиотека располагалась в здании парткабинета Моряковского судоремонтного завода. Здание для библиотеки было построено за 6 месяцев строительной бригадой из 8 человек в возрасте от 53 до 76 лет под руководством М.П. Кочегурова. Моряковцы любовно называли библиотеку - терем-теремок. К сожалению, здание библиотеки не сохранилось, сгорело в 1997 г. Под руководством М.Л. Халфиной библиотека стала одной из лучших библиотек Томской области, победителем республиканского конкурса «Лучшая библиотека РСФСР». Уже в 1949 г. по итогам областного смотра культпросветучреждений библиотека за культурное обслуживание трудящихся была награждена Почетной грамотой. Некоторые из читательниц библиотеки под влиянием М.Л. Халфиной впоследствии связали свою жизнь с библиотечной профессией. В годы работы в библиотеки работала над рукописью книги «Самообразовательное чтение в помощь движению за коммунистический труд». Заведующей библиотекой проработала вплоть до выхода на пенсию в 1961 г. С 1978 по 1999 г. библиотека была центральной библиотекой ЦБС Томского района, ныне – Моряковская базовая библиотека филиал № 2 им. М.Л. Халфиной.


5 Зоська  
0
1955, 11 января. В газете «Советская культура» опубликовано письмо в редакцию с рассказом о библиотеке Моряковского Затона – «Труд библиотекаря» (первая публикация М.Л. Халфиной в центральной прессе). Об этом письме упоминается в передовице газеты «Настойчивость и инициатива побеждают трудности» (тот же номер). В 1955-1956 гг. в газете был опубликован ряд статей М.Л. Халфиной об опыте работы библиотеки городского типа в Моряковском Затоне Томского района. В последствии в переработанном виде они вошли в ее книгу «Библиотека Моряковского Затона» (М., 1957).

1955, осень – 1960, осень. Коллектив Моряковской библиотеки начал вести переписку с сотрудниками народной библиотеки г. Кладно и ребятами из действовавшего при библиотеке «Кружка юных друзей СССР» (ЧССР; ныне – Чешская Республика), регулярно обменивались книгами, своими методическими разработками и другими подарками. В марте 1956 г. библиотека в дар получила роман (в переводе на русский язык) «Красное зарево над Кладно» Антонина Запотоцкого (в то время Президента ЧССР) с его дарственной надписью: «Работникам и читателям городской библиотеки Моряковского Затона в честь дружбы и сотрудничества с кладненцами. Прага, 27.II.1956. А. Запотоцкий». В Моряковской библиотеке хранится альбом, выполненный силами сотрудников Моряковской библиотеки, «Наши чехословацкие друзья». Переписка велась на русском языке (сейчас ее часть храниться в ГАТО). В нескольких номерах чехословацкого библиотечного журнала «Čtenář» («Читатель») были опубликованы несколько материалов моряковских библиотекарей. В местной прессе было помещено несколько заметок о теплых отношениях библиотекарей двух стран.

1956, июнь. Участвовала в совещании работников культуры, организованном газетой «Советская культура».


4 Зоська  
0
1957. Издана первая книга – «Библиотека Моряковского Затона» (М., Госкультпросветиздат) «…Издательство высоко оценивает книгу М.Л. Халфиной и убеждено, что опубликование ее явится весьма полезным вкладом в дело пропаганды и распространения передового библиотечного опыта, в литературе о котором, как неоднократно указывалось коллегией Министерства культуры РСФСР, ощущается острая пот¬ребность» (см.: Письмо главного редактора издательства А. Силенко начальнику управления культуры Томского облисполкома А.И. Кузнецову от 17 июля 1956 г. // ГАТО. Ф.-р. 1777. Оп. 1. Д. 70. Л. 4).

1958, сентябрь. Принимала участие в работе семинара для работников культуры Сибири и Дальнего Востоке, проходившего в Иркутске. В ГАТО (Ф.-р. 1777. О. 1. Д. 86. Л. 2) храниться уникальная фотография, где М.Л. Халфина снялась вместе с министром культуры РСФРС Хренковой, директором ВГИБ (н. РГБ) Фонотовом и своими земляками – Зеньковским (зав. Томского областного управления культуры, в последствии директор ТОУНБ им. А.С. Пушкина), Гореликом (директором Пушкинской библиотеки) и А. Анисимовой (директор библиотеки № 1 г. Колпашево).

1958. Руководимая М.Л. Халфиной городская библиотека Моряковского Затона по итогам Всероссийского общественного смотра культурно-просветительных учреждений, проходившего с 1 декабря 1957 г, по 1 ноября 1958 г. была признана одной из лучших библиотек России, была отмечена дипломом «Лучшая библиотека РСФСР». Высокого звания «Лучшая библиотека области» Моряковская библиотека удостаивалась в 1958 и в 1960 году.

1960, 12 марта. В газете Томского района «Правда Ильича» опубликована заметка о награждении М.Л. Халфиной медалью «За трудовую доблесть».

1961, конец года – 1966. Жила в д. Рыбалово Томского района. В 1962 г. работала в Рыбаловской библиотеке, с 1963 г. в совхозе «Рыбаловский» руководила на общественных началах местным кабинетом политического просвещения (парткабинетом) и заведовала партийной библиотекой совхоза. В Рыбалове написаны основные литературные произведения М.Л. Халфиной.

1962, 30 мая. В газете «Комсомольская правда» опубликован документальный рассказ «Два слепых сердца», вызвавший много читательских откликов. Данную публикацию Мария Леонтьевна считала началом своей профессиональной писательской деятельности. В переработанном виде рассказ получил название «Мои соседи».

1963, 20 августа. В. газете «Известия» опубликован рассказ «Законная жена» из цикла «Живет рядом семья». По словам М.Л. Халфиной рассказ послужил основой для повести «Мачеха».

1964. Издан первый сборник рассказов – «Мои соседи» (Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во).

1966, 18 ноября. Принята в Союз писателей СССР. Основание – Постановление секретариата СП СССР (протокол № 18, § 1); подписал п.п. Секретарь Правления СП РСФСР, известный дальневосточный писатель Франц Таурин.

1966. В журнале «Огонек» опубликована повесть «Мачеха» (№ 4-6) и «Простая повесть» (№ 35-39).

1966. Издан сборник рассказов «Живет рядом семья...» (М.: Политиздат). Сборник был представлен на I-й Московской международной выставке в июле 1967 г. и был первой книгой томича на таком значительном книжном форуме.


3 Зоська  
0
С 1967 г. переехала в Томске, жила в семье одного из сыновей.

1967. Издан сборник повестей и рассказов «Простые истории» (Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во).

1967. В «Библиотеке «Огонька»» (№ 21) вышел сборник «Мачеха», включавший повесть «Мачеха» и рассказ «Баба Груня» (М.: Правда).

1968. В журнале «Огонек» опубликован цикл рассказов «Что старикам надо» (№ 14, 16-18, 20-21). В 1969 г. цикл издан отдельной книгой в «Библиотеке “Огонька”» (№ 20).

1968. Принимала участие в совещании передовых колхозниц, организованном журналом «Крестьянка».

1968. Отдельной книгой издан рассказ «Баба Груня» (Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во).

1970. Издан сборник рассказов «Что старикам надо...» (Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во).

1971, март. По повести «Мачеха» Томским телевидением поставлен телеспектакль.

1971, август. Принимала участие в работе 7-го семинара молодых литераторов Томской области, была одним из его руководителей.

1972. В «Библиотеке «Огонька»» (№ 1) вышел сборник, включавший рассказы: «Ульяна Михайловна» и «Виктория» (М.: Правда).

1972. Участвовала в работе IX Международного конгресса геронтологов.

1972-1973. По повести «Мачеха» поставлен одноименный кинофильм (Мосфильм; реж. О. Бондарев; в гл. ролях Т. Доронина, Л. Неведомский). Инициатором экранизации была сама актриса - Татьяна Доронина, написавшая Марии Леонтьевне письмо с предложением снять по ее повести фильм. По итогам опроса читателей журнала «Советский экран» (более 20 тысяч человек) кинофильм «Мачеха» был признан лучшим фильмом 1973 г., актером, получившим наибольшее признание зрителей, была названа исполнительница главной роли в фильме – Т.В. Доронина. Копии фильма были закуплены 76 странами мира. Премьера в Томске состоялась в 1973 г., где прошла встреча с творческой группой создателей фильма. По мнению некоторых киноведов, зрительский успех кинофильма придал новый импульс развитию жанра мелодрамы в советском кино.
Краткое описание фильма: Мачеха. Мосфильм (т/о «Время»). 1973; авт. сценария Э. Смирнов, при участии Т. Дорониной (по мотивам одноименной повести М. Халфиной); режиссер-постановщик О. Бондарев; оператор-постановщик И. Черных; художники-постановщики Н. Усачев, С. Портной; композитор Г. Пономаренко; в ролях: Т. Доронина, Л. Неведомский, Н. Федосова. В. Самойлов.

1973, июль. Участвовала в работе 8-го областного фестиваля искусств «Северное сияние».

1974. В журнале «Огонек» опубликован рассказ «Расплата» (№ 33). Рассказ вызвал многочисленную читательскую почту. «Расплата» была удостоена премии редакции журнала за 1974 г.


1-10 11-12
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Родной край [55]
Записки Фокии [2]

Поиск

Календарь

«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 348

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Моя кнопка

Мама

В закладки


Погода